
Член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов заявил агентству РИА Новости, что в стране нет нормальной системы контроля за мигрантами и их работодателями, поэтому проблема якобы вышла на уровень национальной безопасности. «Мнение Кабанова отражает позицию значительной части общества, в подтверждение этого существуют опросы, которые проводятся как регионами, так и Федеральным агентством по делам национальностей. В последние год-два не редки мнения, что ситуация вышла из-под контроля, но зачастую это алармизм. Люди говорят о тех проблемах, которые могут произойти», — заметил в разговоре с Media-MIG доцент Северо-западного института управления РАНХиГС, доцент Института предпринимательства и права ГУАП Сергей Андрейцо.
Кабанов задает тренд на ужесточение миграционной политики. Ранее он предложил подготовить новый закон о контроле за перемещением мигрантов, который ограничит миграционный поток, потому что он якобы приводит к росту преступности, хотя МВД это утверждение не подтверждает.
Ужесточение миграционного законодательства не решит проблему — российская экономика еще много лет будет вынуждена пользоваться иностранной рабочей силой, а это означает, что на эти тенденции надо реагировать другим образом.
Контроль за этими вопросами является зоной ответственности МВД, ведомство получает для этого миллиарды рублей ежегодно, но воз и ныне там, причем заявления, подобное тому, что сделал Кабанов, делаются на фоне регулярных коррупционных скандалов и задержаний лиц, ответственных за работу с мигрантами. Так в июле за взятку был арестован руководитель управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области полковник Сергей Червонцев. Напрашивается предположение, что заявления, подобные тому, что сделал Кабанов, как-будто предназначены для того, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем, связанных с МВД и с тем, как это ведомство администрирует миграционные потоки.
Еще одним аргументом Кабанова является тезис, что трудовую миграцию лоббируют строительные компании, перевозчики и предприятиями сферы ЖКХ, которых привлекает сверхприбыль. Однако если взять, например, Санкт-Петербург, то вакансии там всегда открыты и не пользуются спросом у местных жителей. На вопрос, кто там будет работать кроме мигрантов, ответа нет, и это и при огромных масштабах бизнеса.
Привлечение мигрантов является вынужденной мерой, а коррупционная составляющая, зачастую, генерируется в кабинетах МВД.
Возникает вопрос: если РФ ужесточит законодательство по миграции, то решит ли это очевидную проблему с работой органов власти? Все это заставляет иначе взглянуть на взаимосвязь миграции и национальной безопасности.
Объективных проблем, вызванных трудовой миграцией, в стране несколько: во-первых, это масштаб потоков, речь идет о миллионах людей, которые нужно контролировать, во-вторых, стремительное изменение ситуации по сравнению с девяностыми годами. Республики Центральной Азии, в отличие от России, являются быстро растущими в плане народонаселения странами. Там доминирует молодежь, которая не училась в советских школах и плохо говорит по-русски.
Большое число иностранцев приезжает в Россию и получает гражданство по программе соотечественников, но изначально этот подход разрабатывался под людей, которые учились в русскоязычных школах и воспринимали нашу страну как свой дом. В 2023 году через 32 года после распада СССР по этой программе проходят люди, которые плохо или вообще не говорят на русском языке
Такие моменты должно корректировать государство. Москва не просто объявила в 2023 году о планах открыть центры домиграционной подготовки в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.
В целом миграция на сегодняшний день вряд ли является угрозой национальной безопасности, но ее изучение дает внятный срез общественных проблем, главным из которых, пожалуй, является спорная и неэффективная работа органов власти — чего стоит только бизнес МВД на беженцах, о которых Media-MIG рассказывал в июне.