
31 марта 2023 года Президент России Владимир Путин подписал Указ № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Предыдущая версия Концепции, действовавшая с ноября 2016 года, признана утратившей силу. В новой редакции особое внимание уделено развитию конструктивных взаимоотношений с дружественными странами, круг которых необходимо расширять.
Достижение этой и иных стратегических целей, как следует из Концепции, потребует выполнения ряда задач, напрямую связанных с контролем миграционных процессов, использованием их потенциала и энергии.
1. Нормальная внешняя миграция как индикатор добрососедства.
Среди задач Концепции: формирование мирного и стабильного приграничья с сопредельными государствами, а также укрепление потенциала региональных объединений с участием России.

По объективным причинам развитие региональной интеграции в рамках ЕАЭС и СНГ, будь то экономика, торговля или наука, во многом зависит от миграционной дипломатии. Ее усилиями внешнюю миграцию важно превратить из фактора риска в фактор взаимной выгоды. Насколько цивилизованной будет организация и управление человеческой мобильностью между странами-участниками объединений, настолько реальным будет и партнерство.
2. Иностранная рабочая сила в структуре национального рынка труда.
Одной из задач внешней политики Концепция ставит укрепление позиций России в мировой экономике: обеспечение экономической безопасности государства и реализация экономического потенциала.
Достичь этого возможно при условии нормального пополнения российского рынка труда, в том числе, за счет иностранной рабочей силы. Необходимо точное прогнозирование процессов трудовой миграции, а также эффективное управление этими потоками в географическом, отраслевом, квалификационном и социокультурном разрезах.
3. Миграция как двигатель информационных потоков.
В Концепции прописана задача по формированию объективного восприятия России за рубежом и укреплению позиций в мировом информационном пространстве.
Грамотное информационное обеспечение миграционных процессов может стать одним из наиболее эффективных инструментов решения задачи. Концептуально — в соответствии с нормами российского миграционного законодательства и требованиями к владению русским языком как условию въезда в Россию и доступа к социальным и экономическим благам. Практически — через развитие единой информационной системы с инструктивными, просветительскими, обучающими материалами для всех категорий потенциальных мигрантов в Россию. Методически — на базе российских научных центров вне пропагандистского контекста.

Проводником объективных сведений о роли России в мировой истории, достижениях российской науки и образования вполне может стать цифровая инфраструктура домиграционной подготовки в странах исхода.
4. Требования к мигранту — стимул к образованию.
В Концепции сделаны акценты на усилении значимости России в мировом гуманитарном пространстве и продвижении русского языка за рубежом.
На этом направлении действенным инструментом станет усиление контроля реального уровня владения русским языком среди иностранных граждан, въезжающих в Россию. Это касается как наиболее массовой категории трудовых мигрантов, для которых нужно водить устный экзамен с полной видеозаписью, так и иностранных абитуриентов, условием для поступления которых в российский ВУЗ должно стать владение русским языком на уровне В1+, включающем профильный академический минимум.
Системное развитие и повышение качества контроля внешней миграции, совершенствование сопряжённых информационных и образовательных процессов — важная часть внешней политики, отражающая статус государства. В этой связи, реальное решение описанных задач внесёт вклад и в обеспечение защиты проживающих за рубежом соотечественников, которые станут частью уверенно расширяющегося русского мира.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter