Что такое анклав и как с этим бороться?
Пресс-конференция с участием экспертов была посвящена развитию миграционного законодательства РФ. Председатель СПЧ Валерий Фадеев в ходе мероприятия заявил, что главную миссию возглавляемой им структуры в сфере миграционных процессов видит в максимальной интеграции приезжих в российское общественное пространство. Особенно тех, которые становятся российскими гражданами. Фадеев сделал акцент на этноконфессиональных анклавах, назвав их недопустимым явлением. Упрёки в том, что при противодействии анклавам нарушаются права человека, он отнёс к разряду беспочвенных. Однако запрет на компактное проживание людей одной веры или национальности, чем в текущем понимании и является анклав, ещё предстоит обосновать.
Тему анклавов развил глава Национального антикоррупционного комитета, председатель постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы Кирилл Кабанов. Он сказал, что однородность — это наша ценность, которая построена на культурно-этническом балансе, связанном, прежде всего, с коренными народами, хотя в праве до сих пор нет определения «коренной народ».
По мнению Кабанова, образование анклавов нарушает достигнутый баланс. Правовую почву для противодействие их формированию предоставил указ Президента от 12 мая 2023 года «О внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики РФ». Для реализации была создана межведомственная группа, которая сформирует понятия и систему мер. Кабанов сказал, что меры будут разделяться на три вида: экономические, социальные и силовые.
При этом надо отличать интеграцию от адаптации, — заметил Кирилл Кабанов. — Адаптируются почти все мигранты, особенно через анклавы и полукриминальные структуры диаспор, которые часто подменяют органы власти. У нас всё будет просто: либо интегрируются, либо уезжают
Интеграцию начинают со школы
Однако с интеграцией оказывается не всё так просто. Даже с самым действенным инструментом — школой. Огромное количество детей мигрантов не знает или плохо знает русский язык, чтобы усваивать школьный материал.
«Обучение в российской школе ребёнка, который не знает русского языка, превращается в издевательство над ним, над учителями и над его одноклассниками», — сказал Валерий Фадеев и предложил организовать специальные центры для обучения русскому языку детей мигрантов за государственный счёт.
В таких центрах соответствующие преподаватели учили бы русскому языку как иностранному. Предложение, по словам Фадеева, уже поддержано Министерством просвещения и вполне реально, чтобы к 1 сентября 2024 года система заработала. Также, по словам Фадеева, наряду с комиссиями, проводящими экзамены на знание русского языка взрослым мигрантом, необходимо создать детские аналоги.
Если говорить о школе, то кто-то должен определить, может ребёнок учиться или нет, — пояснил мысль Фадеев. — В эти комиссии должны входить представители муниципалитетов и родительских комитетов. Общественность надо вовлекать в эту работу, тогда, глядишь, и взяток меньше будет. Граждане сами должны решать, как действовать в этих конкретных ситуациях
В чужую мечеть со своим имамом
Наряду с языковой проблемой интеграции глава СПЧ не оставил в стороне этноконфессиональный аспект. Он сказал, что нередки случаи, когда в семьях переселенцев детей не пускают в школу. Особенно девочек.
«Если родители не пускают детей в школу — они напрямую нарушают закон. В семьях мигрантов, повторяю, такие случаи нередки. А местные власти не хотят связываться с такими случаями. Типа у них свои порядки. Это неправильно. Мы настаиваем, что такие случаи должны расследоваться. Каждый ребёнок, если он проживает в России, должен ходить в школу», — заявил Валерий Фадеев.
Кирилл Кабанов привёл пример конфессионального противостояния в одной из школ Ульяновска. В ней учились дети мигрантов — не граждан РФ. Накануне Нового года имам с родителями попытался запретить ёлку. Власти тогда растерялись и не знали, что делать. Кабанов сказал, что в подобных случаях необходимо ссылаться на авторитет Президента, который недвусмысленно сказал о соблюдении установленных традиций.
Из области российских традиций ислама свой пример привела член СПЧ Марина Ахмедова. В её случае решающую роль сыграли сила закона и время.
Ещё лет 10 назад на Северном Кавказе сложилась ситуация, когда девочки приходили в школу в хиджабах, потому что так одевали родители. Учителя отправляли их назад. Было несколько случаев, когда директоров школ убивали. В конце концов ситуация как-то стабилизировалась. Было жёстко сказано, что есть закон. Есть единая форма для всех школ Российской Федерации. Вы часть Российской Федерации. Хотите ходить в школу (а ваши дети обязаны ходить) — ходите без хиджаба. Вопрос давно уже снятг
При этом, когда конфликт мигрантов с властью приобретает религиозный оттенок, то, некоторые российские граждане принимают сторону. Но так происходит не всегда.
«Кто первым в Челябинске начал задавать вопросы по поводу мигрантов из Средней Азии? — задал риторический вопрос Кирилл Кабанов. — Местные татары и башкиры. Мы построили свои мечети, говорили они. У нас есть своё представление, как сюда ходить. А тут приезжают люди со своими имамами и начинают диктовать правила, как должна одеваться женщина и прочее. То есть со своим уставом».
По словам Кабанова, часто поводом для конфликта бывают именно «не наши» традиции. И когда коллеги с Северного Кавказа начинают нервничать, то лучшим ответом будет сесть и пригласить к разговору. Более того, власти государств Средней Азии сами жёстко противодействуют любым радикальным проявлениям религии. Глава комиссии СПЧ сказал, что регулярно читает Media-MIG, и сослался на новость издания о закрытии 39 мечетей в Киргизии.
Лишение гражданства или ВНЖ грозит стать популярной мерой
Подлог и фальсификации для получения гражданства во всех странах караются его аннулированием. Просто где-то при этом возбуждают уголовное дело по факту дачи взятки, а где-то — нет. К этой же группе относится и фиктивный брак. По словам Кирилла Кабанова, здесь разночтений быть не может.
Спор сейчас идёт о случаях отказа встать на воинский учёт, как того требует законодательство РФ для определённой группы лиц.
Оптимально решение видится в синхронизации двух актов, чтобы одно не могло совершаться без другого: получение паспорта и постановка на учёт. Соответственно отказ от постановки влечёт за собой отказ в гражданстве.
Законами также предусматривается лишение гражданства за шпионаж и измену Родине. Здесь юристам придётся ещё поработать, так как в этом случае гражданство по рождению и гражданство, полученное мигрантом, будут отличаться. А в законах эта разница никак не обозначена. Кирилл Кабанов, например, пользуется техническим термином «приобретённое гражданство», которое станет «настоящим» через пять лет после приобретения.
Не обошли стороной члены Совета недавнюю инициативу Министерства обороны. Месяц назад был принят закон, дающий право упрощенного получения вида на жительство (ВНЖ) иностранным гражданам в случае их службы в вооружённых силах РФ. Минобороны предложило при досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего лишать ВНЖ его и членов его семьи. Вероятно, соответствующий пункт появится в договоре.
В современном мире миграция стала ведущим фактором геополитики. Поэтому российским правоведам придётся постараться, чтобы привести законодательство страны в состояние пригодное для оперативного регулирования процессов и ситуации, меняющейся на глазах.
Во многом жесткий миграционный курс и риторика СПЧ отражают слабость действующих норм, а также запрос на четкие понятные механизмы взаимодействия органов власти с иностранными гражданами.
По крайней мере, необходимо ввести в правовое поле термины «анклав» и «приобретённое гражданство». Также в условиях активно применяющихся законов о защите чувств верующих важно чётко определиться с правоприменением и приоритетностью норм. Судя по словам представителей СПЧ, они обладают необходимыми инструментами для законодательных инициатив и готовы помогать претворить их в жизнь.