Управление трудовой миграцией: Регистры и большие данные помогут государству

Старые приемы переписи населения постепенно уходят в прошлое, им на смену приходят административные регистры и Big Data.

Дмитрий Паршин
© Артем Краснов/Коммерсантъ

Как рассказывается в книге Росстата «От измерений до измерений. Краткая история переписей населения», в настоящее время ООН рекомендует странам-участникам проводить всеобщие переписи в годы, которые заканчиваются на ноль, это необходимо для того, чтобы получить точные данные о численности и расселении населения, а также о его качественных характеристиках. Собранные таким путем сведения важны для развития не только отдельных государств, но и целых регионов.

Процесс напрямую затрагивает трудовую миграцию, которая стала обыденным явлением для развитых стран, обладающих другой демографической картиной, нежели развивающиеся.

Если говорить о РФ, то перепись 2010 года показала снижение и старение населения, которое не компенсируется иммиграцией, поэтому российская экономика будет вынуждена и дальше задействовать иностранную рабочую силу.

Сегодня существуют два типа переписи населения — классический, который предполагает участие переписчиков и личные опросы, и новый в виде анализа данных национальных регистров и других видов административной информации, взятой из баз данных министерств и ведомств.

Огромную роль за последние 10-15 лет начал играть Интернет, который постепенно делает ненужными классических переписчиков, хотя в России этот механизм пока полностью не заработал. Большинство россиян не доверяют таким опросам и не участвуют в них, причем с возрастом этот показатель растет, данная логика передается также и на поведение трудовых мигрантов.

Недавняя пандемия COVID-19 также внесла серьёзные изменения в перепись населения — Великобритания и другие западные страны сократили контакты между переписчиками и жителями в сторону телефонных опросов и ответов через Интернет. Одновременно с этим государства взяли курс на использование национальных регистров взамен затратных и связанных с риском личных интервью.

Главная проблема такой политики упирается в спорное качество административных данных, которые снижают надежность выводов.

Над этим вопросом активно работает Национальный институт статистики и переписи в Аргентине, который пришел к выводу, что государственная информация дает охват трудоспособного населения и пожилых людей, но плохо работает с молодежью и искажает данные на местном уровне. При этом самым точным способом фиксирования сведений о людях старше 18 лет признана банковская информация.

Работает такая логика и с трудовыми мигрантами. МВД, ФНС и другие российские ведомства дают только количественную статистику, а вот большие данные (Big Data) позволяют уточнить реальный расклад. Великобритания для оценки таких процессов интегрирует совершенно разные виды данных — сведения о пересечении границы, цифры пенсионного фонда и министерства труда. Первые результаты Лондон представил в 2021 году, очевидно, что скоро этот опыт придет и в Россию.

Большие данные уже стали нашим настоящим, хотя гипертрофировать их достоинства и возможности не нужно. Они кардинально поменяли многие сферы народного хозяйства, но в целом это еще один инструмент, который приносит пользу, но не увеличивает эффективность процессов вдвое

Дмитрий Адамидов,
экономист

Новая технология не станет панацеей, но качество обработки информации от нее возрастет, что позволит лучше и эффективней анализировать поведение россиян и трудовых мигрантов. Решения в любом случае будут принимать политики и чиновники. Новые сведения о россиянах и трудовых мигрантах расширят их арсенал, однако если эти люди склонны к популистским решениям и действиям, то Big Data особой пользы не принесет.

Разговор идет о детализации существующих данных и о попытке предсказать поведение человека, в том числе и трудового мигранта. Перед нами в первую очередь социальная инженерия

Методы сбора и оценки информации постоянно прогрессируют, а вот государственная политика часто остается заскорузлой. Необходимо сделать так, чтобы эти процессы шли сообща и работали на один результат, позволяя находить наиболее эффективные принципы управления обществом и трудовой миграцией. Нужный толчок может дать только принятие соответствующих законов на федеральном уровне, но пока такие идеи не существуют даже в форме законодательных предложений.

Media-MIG в мае писал о том, что отечественные разработчики представили несколько проектов по цифровизации образовательных процедур для иностранных граждан, но они так и не получили поддержки со стороны государства, хотя в таких данных остро заинтересованы правоохранительные органы, в том числе ФСБ.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Закон / Управление трудовой миграцией: Регистры и большие данные помогут государству