
Как рассказывается в книге Росстата «От измерений до измерений. Краткая история переписей населения», в настоящее время ООН рекомендует странам-участникам проводить всеобщие переписи в годы, которые заканчиваются на ноль, это необходимо для того, чтобы получить точные данные о численности и расселении населения, а также о его качественных характеристиках. Собранные таким путем сведения важны для развития не только отдельных государств, но и целых регионов.
Процесс напрямую затрагивает трудовую миграцию, которая стала обыденным явлением для развитых стран, обладающих другой демографической картиной, нежели развивающиеся.
Если говорить о РФ, то перепись 2010 года показала снижение и старение населения, которое не компенсируется иммиграцией, поэтому российская экономика будет вынуждена и дальше задействовать иностранную рабочую силу.
Сегодня существуют два типа переписи населения — классический, который предполагает участие переписчиков и личные опросы, и новый в виде анализа данных национальных регистров и других видов административной информации, взятой из баз данных министерств и ведомств.

Огромную роль за последние 10-15 лет начал играть Интернет, который постепенно делает ненужными классических переписчиков, хотя в России этот механизм пока полностью не заработал. Большинство россиян не доверяют таким опросам и не участвуют в них, причем с возрастом этот показатель растет, данная логика передается также и на поведение трудовых мигрантов.
Недавняя пандемия COVID-19 также внесла серьёзные изменения в перепись населения — Великобритания и другие западные страны сократили контакты между переписчиками и жителями в сторону телефонных опросов и ответов через Интернет. Одновременно с этим государства взяли курс на использование национальных регистров взамен затратных и связанных с риском личных интервью.
Главная проблема такой политики упирается в спорное качество административных данных, которые снижают надежность выводов.
Над этим вопросом активно работает Национальный институт статистики и переписи в Аргентине, который пришел к выводу, что государственная информация дает охват трудоспособного населения и пожилых людей, но плохо работает с молодежью и искажает данные на местном уровне. При этом самым точным способом фиксирования сведений о людях старше 18 лет признана банковская информация.
Работает такая логика и с трудовыми мигрантами. МВД, ФНС и другие российские ведомства дают только количественную статистику, а вот большие данные (Big Data) позволяют уточнить реальный расклад. Великобритания для оценки таких процессов интегрирует совершенно разные виды данных — сведения о пересечении границы, цифры пенсионного фонда и министерства труда. Первые результаты Лондон представил в 2021 году, очевидно, что скоро этот опыт придет и в Россию.
Большие данные уже стали нашим настоящим, хотя гипертрофировать их достоинства и возможности не нужно. Они кардинально поменяли многие сферы народного хозяйства, но в целом это еще один инструмент, который приносит пользу, но не увеличивает эффективность процессов вдвое
Новая технология не станет панацеей, но качество обработки информации от нее возрастет, что позволит лучше и эффективней анализировать поведение россиян и трудовых мигрантов. Решения в любом случае будут принимать политики и чиновники. Новые сведения о россиянах и трудовых мигрантах расширят их арсенал, однако если эти люди склонны к популистским решениям и действиям, то Big Data особой пользы не принесет.
Разговор идет о детализации существующих данных и о попытке предсказать поведение человека, в том числе и трудового мигранта. Перед нами в первую очередь социальная инженерия
Методы сбора и оценки информации постоянно прогрессируют, а вот государственная политика часто остается заскорузлой. Необходимо сделать так, чтобы эти процессы шли сообща и работали на один результат, позволяя находить наиболее эффективные принципы управления обществом и трудовой миграцией. Нужный толчок может дать только принятие соответствующих законов на федеральном уровне, но пока такие идеи не существуют даже в форме законодательных предложений.
Media-MIG в мае писал о том, что отечественные разработчики представили несколько проектов по цифровизации образовательных процедур для иностранных граждан, но они так и не получили поддержки со стороны государства, хотя в таких данных остро заинтересованы правоохранительные органы, в том числе ФСБ.