Ранее мы писали о проблемах квалификации уголовных и административных нарушений при проведении комплексного экзамена среди иностранных граждан. По мнению опрошенных юристов, необходимо чётко разграничивать схемы, подпадающие под 322.1 УК РФ и 19.30.1 КоАП РФ. Более подробно о содержании статей, их двояком толковании последствиях уголовного преследования лиц, совершивших административные правонарушения, мы побеседовали с консультантом по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации ООО «ГЛК-система» Исламом Кочесоковым.
— Ислам, как именно статья 322.1 Уголовного кодекса РФ применяется к нарушениям процесса тестирования иностранных граждан?
— Практика показывает, что правоохранительные органы могут усмотреть нарушение в процессе тестирования иностранных граждан, напрямую связанное с организацией незаконной миграции. Например, если в процессе тестирования участвуют одни лица, а сертификат выдается на других, то тут прямое нарушение — подмена лиц, связанное с организацией незаконной миграции, соответственно и применяется ст. 322.1 УК РФ.
Приведу еще один пример, как известно, проведение экзамена должно быть зафиксировано с помощью средств видео- и аудиозаписи на видеоносители со звуком. Однако, существует практика, когда на видеозаписи процедуры экзамена член комиссии уполномоченного ВУЗа проговаривает дату и место проведения экзамена (официальный адрес, указанный на сайте ВУЗа), но фактически экзамен проводится в иную дату, в непонятном месте. Далее идет монтаж видео- и аудиодорожек, иными словами имеет место фальсификация материалов проведения экзамена, что, соответственно, является нарушением непосредственно связанным с организацией незаконной миграции, ст. 322.1 УК РФ.
— Какой вообще комплекс действий, в соответствии с нормой закона, понимается под определением «организация незаконной миграции»?
— В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» в статье 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства:
- незаконного въезда в Российскую Федерацию (пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию);
- незаконного пребывания в Российской Федерации (совершение фиктивной регистрации (постановки на учет));
- незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.
— А как же выдача для заучивания иностранному гражданину ответов на вопросы комплексного экзамена? Или подсказки со стороны специалиста по проведению экзамена во время этого экзамена?
— Эти действия под определение «организация незаконной миграции» не подпадают. Заранее выдавая иностранному гражданину ответы, специалист по проведению комплексного экзамена нарушает требования к проведению экзамена, установленные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 824 «Об утверждении Положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации».
Также и предоставление подсказок со стороны специалиста. Необходимо для начала определиться с понятием «подсказка». Например, наводящий вопрос может ли являться подсказкой? Опираясь на свой опыт, могу определённо сказать, что не является.
Сегодня не каждый носитель русского языка может похвастаться знаниями, которые иностранный гражданин должен подтвердить путем сдачи соответствующего экзамена. А это, на минуточку, не только экзамен по русскому языку, но и истории России и основам законодательства РФ.
— Какие нарушения при проведении экзамена подпадают под ст. 19.30.1 КоАП РФ?
— Следует отметить, что ст. 19.30.1 КоАП РФ ввели не так давно. В нынешней редакции она появилась только в конце декабря 2020 года, при этом вступила в силу 29 июня 2021 года. Введение нового состава правонарушения было обусловлено пересмотром самой системы проведения экзаменов по русскому языку среди иностранных граждан и вступления в силу нового законодательства по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации в мае 2021 года.
Статьей 19.30.1 КоАП РФ предусмотрено два состава административного правонарушения при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а именно:
п. 4 — нарушение уполномоченной организацией формы или порядка проведения экзамена;
и п. 5 — проведение экзамена с несоблюдением установленных законодательством требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи такого экзамена.
Как я говорил ранее, Положение о проведении экзамена очень четко регламентирует форму и порядок проведения такого экзамена. Требования же к минимальному уровню знаний установлены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 840.
Обращаю внимание, что до проведения экзамена организация, проводящая экзамен, предоставляет иностранному гражданину возможность:
- ознакомиться с порядком и формой проведения экзамена;
- получить консультации по вопросам проведения экзамена;
- ознакомиться с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки или сайте организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
— Как разграничиваются нарушения Положения, подпадающие под уголовную и административную ответственность?
— Для ответа необходимо разобрать и сопоставить составы каждой из статей. Начнем с анализа ст. 322.1 УК РФ:
Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в РФ; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Не углубляясь в нюансы, можно сказать, что организация перечисленных пунктов — это планирование незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.
Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.
Анализируя статью 19.30.1. КоАП РФ «Нарушение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» следует остановиться на следующем:
- Нарушение специалистом, проводящим экзамен, например, осуществившим подсказку иностранному гражданину, ни коим образом не может быть отнесено к организации незаконного въезда или пребывания в РФ, так как отсутствуют признаки самого преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ. Подсказка не дает право иностранному гражданину оставаться на территории России и не является основанием для въезда.
- Очевидным является и то, что КоАП РФ предусматривает возможности привлечения к административной ответственности как при наличии умышленной, так и при наличии неосторожной формы вины. Преступление, предусмотренное ст. 322.1 УК РФ, может быть совершено только умышленно.
- Законодатель специально ввел отдельно описываемые правонарушения в КоАП РФ после изменения законодательства в области проведения экзаменов, тем самым разграничив процедуру проведения экзамена от организации незаконной миграции.
Отсюда следует, что основным нарушением лица, является нарушение именно установленного порядка и формы проведения экзамена, т.е. деяние является административным, а не уголовным. Сама по себе сдача экзамена не приводит к автоматической возможности получения документов для нахождения на территории РФ, более того, все экзаменационные материалы проверяются и оцениваются уполномоченной организацией комиссионно после проведения экзамена.
— Уполномочены ли сотрудники МВД России самостоятельно принимать решение о том владеет иностранный гражданин русским языком на достаточном уровне, или нет? Как осуществляется данная процедура?
— Нет, не уполномочены. Законодательством РФ четко определено, что решение о том владеет иностранный гражданин русским языком на достаточном уровне или нет, принимает организация, осуществляющая образовательную деятельность, включенная в перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и данная процедура описана в Постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 824 «Об утверждении положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации».
При этом, хочу отметить, что Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, и выдаче иностранным гражданам сертификата осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а не МВД России.
Если же у сотрудников МВД России появляется необходимость в проверке уровня владения иностранным гражданином русским языком, то они обязаны назначить соответствующую экспертизу с привлечением специалистов в области лингвистики.
— Насколько криминализация действий специалиста по проведению экзамена по 322.1 УК РФ эффективна как инструмент дисциплины в сфере проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан?
— Криминализация действий специалиста по проведению экзамена абсолютно не эффективна как инструмент дисциплины.
Использование уголовного кодекса вместо административного за нарушения требований о проведении комплексного экзамена способствует избыточному давлению со стороны государства, росту коррупции в правоохранительных органах, а также к запугиванию иностранцев и дает колоссальный ресурс развитию «теневого бизнеса» в сфере организации незаконной миграции.
Прения по вопросу уголовной ответственности за организацию незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства до настоящего времени не завершены, что существенно осложняет работу правоохранительных органов в борьбе с распространением незаконной миграции.
Сегодня в условиях санкционной агрессии против России, по-другому не скажешь, этот вопрос особенно актуален. Вновь встает вопрос о законодательных гарантиях защиты граждан, в том числе и иностранных, от необоснованного уголовного преследования.
Полагаю, что в данном случае нечеткость административного и уголовного законодательства приводит к тому, что не в полной мере реализуется закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом, означающий в числе прочего и то, что одинаковые по своему содержанию противоправные действия физических лиц, посягнувших на одни и те же общественные отношения, должны равным образом оцениваться правоохранительными органами и судом.
Больше мнений экспертов читайте здесь
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter