«Необходимо усиливать позиции русского языка среди широких масс населения Ближнего Зарубежья»Мнение эксперта
«Необходимо усиливать позиции русского языка среди широких масс населения Ближнего Зарубежья»

Депутат Государственной Думы, 1-й замруководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» в ГД РФ Дмитрий Гусев в интервью Media-MIG рассказал о проблемах миграции в РФ и социокультурной адаптации иностранных граждан, а также о необходимости настройки миграционного законодательства.

07 июля 2023Беседовал Сейдамет Абреков

Какой Вы видите законодательную реализацию инициатив по распределению иностранных граждан, приезжающих в РФ на заработки, по регионам страны и по введению ограничений на их привлечение?

— Пока наиболее перспективным выглядит вариант — передать на уровень правительства полномочия по перераспределению трудовой силы между регионами, по установлению квот на те или иные профессии в субъектах РФ. Частично это уже реализовано.

Мы считаем, что необходимо уточнить данные правила и сделать их более жесткими, подчиненными определенной стратегии. Эта стратегия включает в себя три позиции.

Во-первых, текущая ситуация вынуждает нас привлекать трудовых мигрантов, особенно высококвалифицированных — для решения задач по импортозамещению, для замещения выбывающих из-за санкций работников, для запуска новых производств и так далее.

Во-вторых, местные жители должны иметь право голоса относительно того, в какие отрасли, в каком количестве и на какое время привлекать мигрантов.

В-третьих, приоритет все же должен отдаваться местным трудовым ресурсам — жителям, имеющим гражданство РФ. Более конкретные предложения мы будем детально разрабатывать совместно с экспертным сообществом, общественными организациями. Нельзя просто вносить законодательные изменения для галочки.

В 30 регионах РФ действуют запреты на привлечение к работе иностранных граждан по отдельным видам экономической деятельности на основании патентов. Как Вы оцениваете результаты данной практики?

— Необходим полный анализ как реализации запрета в конкретных регионах, так и эффективности привлечения трудовых мигрантов в масштабе страны. Нет смысла оценивать практику на уровне конкретного субъекта РФ, необходимо ее рассматривать в контексте развития экономики всей страны и распределения трудовых ресурсов по всем регионам. Это потребует привлечения к работе научно-исследовательских и общественных организаций, экспертного сообщества. Однако, уже сейчас мы понимаем, что есть существенные перекосы в миграционной политике. Возможно, 30 регионов и применяют запреты, но в итоге именно в Москве мигрантов оказывается значительно больше, чем необходимо рынку труда Московского региона. Этот перекос требует обсуждения и анализа в рамках всей миграционной политики на федеральном уровне.

В какие регионы необходимо ограничить приток мигрантов? А в какие, наоборот, следует этот поток увеличить? Какие новые механизмы управления Вы предлагаете задействовать в этих целях?

— Если говорить о механизмах управления, то нам нужен единый центр контроля за миграционной политикой на уровне Правительства Российской Федерации. Возможно, это будет появление должности вице-премьера, который полностью сосредоточит в своих руках полномочия по урегулированию миграционного рынка труда. Мы будем понимать, кто является ответственным за проблемные вопросы, кто отвечает за распределение квот по регионам.

Как ограничение внешних миграционных потоков будет согласовано с мерами по демографическому оздоровлению регионов, демонстрирующих естественную и миграционную убыль населения и, как результат, слабые темпы экономического развития?

— Абсолютно верный вопрос. Мы говорим о том, что ограничение внешних миграционных потоков должно быть жестко увязано с изменениями политики в сфере регулирования рынка труда и с демографической политикой. С одной стороны, в долгосрочной перспективе необходимо повысить демографические показатели и довести средний коэффициент рождаемости с 1,5 до 2,2 по стране. С другой стороны, до того момента, как вступит в работоспособный возраст новое поколение россиян, нам нужно рачительно относиться к тем трудовым ресурсам, которые есть в стране, перераспределяя их между регионами и приоритетными направлениями. У нас есть необходимые трудовые ресурсы в стране, но иногда они находятся не там, где нужны в данный момент. Все это нужно дополнить программами профессионального переобучения, стимулированием к переезду в те регионы, где есть потребность в специалистах. Если политика будет комплексной, а наша партия именно такую и предлагает, то мы вполне сможем решать проблему нехватки трудовых ресурсов до тех пор, пока не повысится рождаемость.

Какие социально-экономические показатели регионов сегодня лежат в основе анализа потребностей местных рынков труда в иностранной рабочей силе? Как в прогнозировании учитывается статистика медицинского освидетельствования иностранных граждан и данные о прохождении ими обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ?

— Вопрос о том, какие социально-экономические показатели сегодня лежат в основе анализа потребностей местных рынков труда в иностранной рабочей силе, необходимо задавать руководству регионов. В каждом регионе своя стратегия и свое понимание, какие показатели учитывать. К тому же есть федеральное законодательство.

Мы говорим о том, что нужно менять общую федеральную политику, и уже исходя из этого, вносить изменения в решения региональных органов власти. Статистика медицинского освидетельствования иностранных граждан в прогнозировании учитывается сегодня и должна учитываться в будущем. Более того, это должен быть один из основных показателей для достижения целей миграционной политики.

Полагаете ли Вы важным усиление позиций русского языка среди широких масс населения ближнего зарубежья, в том числе, через ужесточение контроля языковых знаний миллионов трудовых мигрантов, въезжающих в РФ?

— Я однозначно считаю, что необходимо усиливать позиции русского языка среди широких масс населения Ближнего Зарубежья. Мы видим, что русскоязычные школы открываются, например, в странах Средней Азии, и это политику, конечно, мы поддерживаем. Необходимо также расширять меры поддержки преподавателей в русскоязычных школах, вводить льготы, искать прочие стимулы. Не надо жалеть на это денег. Нужно выставлять четкие конкретные задачи структурам, ответственным за функционирование таких школ.

Как Вы полагаете, каковы перспективы социокультурной адаптации трудовых мигрантов в России с учетом актуального положения русского языка в странах безвизового режима?

— Мы считаем, что есть перспективы социокультурной адаптации трудовых мигрантов. В Советском Союзе у жителей всех республик был очень высок уровень владения русским языком, при этом и национальные языки разных народов сохранялись. В этом плане СССР можно считать примером правильной работы по социокультурной адаптации. Возможно, там тоже было не без проблем. Но наша задача — взять лучшие мировые практики и использовать их в своей работе. Мы должны приложить максимум усилий для социокультурной адаптации трудовых мигрантов в России, не жалея на это ни сил, ни денег, поскольку потом все вернется сторицей. Отсутствие конфликтов и недопонимания между гражданами России и приезжими рабочими намного ценнее, чем потраченные средства.

Больше мнений экспертов читайте здесь

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Закон / «Необходимо усиливать позиции русского языка среди широких масс населения Ближнего Зарубежья»