
Диверсификация миграционных процессов из Центральной Азии, собственно бывших республик СССР, в третьи страны складывается не только из мероприятий, связанных с целевой миграцией, например, в страны Евросоюза, Великобританию и США, это происходит и через установление связей со странами — потенциальными пунктами назначения — в сфере производственных стандартов и международных требований по условиям труда. Работа проводится по линии международных организаций, таких как ЮНИДО, которые наделены полномочиями допускать или не допускать товары и сырье на рынки, сертифицировать поставщиков и их продукцию.
Перед нами организационный и политический механизм установления контроля западными структурами в данном случае над среднеазиатским регионом через гуманитарные, экологические и технологические требования и стандарты под лозунгами «устойчивого развития»
Экспортным отраслям, производящим сырье и продукцию ширпотреба международными организациями чаще всего вменяются требования по трудовой чистоте — устранению из цепочки поставок элементов принудительного и детского труда.
Этим требованиям подчинились многие компании Китая, Индии, Вьетнама, Бангладеш и предприятия в других странах ЮВА. На очереди среднеазиатский регион.
С такого систематического переформатирования и начинается подлинная подготовка и перенаправление потоков рабочей силы на рынки труда западных благодетелей. То есть представить на качественном уровне такую диверсификацию без переориентации местных экономик с их регламентов и норм под требования западных получателей добавленной стоимости невозможно.
Кыргызстан: коготок увяз
С января 2016 года Кыргызская Республика (а с 2020 года — и Узбекистан) пользуется преимущественным доступом на рынок ЕС в качестве бенефициара GSP+ ЕС, что требует ратификации 27 основных международных конвенций о правах человека и трудовых правах, охране окружающей среды и надлежащем управлении. А что такое GSP+? Это механизм «стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления, который поддерживает уязвимые развивающиеся страны».
Чтобы обеспечить эффективное выполнение конвенций, а также соблюдение обязательств по отчетности, ЕС осуществляет мониторинг со странами-участниками проекта. За это бенефициары GSP+ могут получать выгоду от полной приостановки пошлин на товары примерно до 66% всех тарифных позиций ЕС.
Однако то и дело у международных кураторов возникают претензии к кыргызским компаниям. Так в марте этого года на портале ЮНИДО сообщалось, что местный производитель чая «Экофлорис» нарушает нормы и за это ограничивается в праве прямого выхода на региональные рынки. Выражалось сожаление, что малые и средние предприятия в сельских районах Кыргызстана ограничены в возможностях предлагать конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям и стандартам целевых рынков.
Особое внимание сейчас уделяется предприятиям, возглавляемым женщинами, чтобы повысить их способность соблюдать стандарты и требования рынка по всей цепочке создания стоимости.
Как считается, это способствует гендерному равенству и уменьшению предрассудков в отношении компетентности женщин в промышленности и достигается за счет специального технического руководства для ISO 22000.
Кыргызстан, пожалуй, настойчивее других в регионе проторяет пути диверсификации, как в структуре экономики, так и в закладывающихся стандартах условий труда, подчас чутко отвечающих западной повестке.
Узбекистан: расширение рынков сбыта вместо детского труда
Узбекистан — последняя страна, получившая технологии и ноу-хау Better Cotton Initiative (BCI) — структуры, которая продвигает инновационное производство хлопка и через лицензии частным предприятиям контролирует 14% мирового рынка этого сырья.
По информации издания Sourcing Journal, подписанная дорожная карта базируется на программе «Лучший хлопок», которую запустили в 2022 году. Среди целей — приоритетное внимание надлежащей трудовой практике, обеспечивающей условия для здоровья и безопасности рабочих, сбалансированные отношения работодателя и персонала и продуктивный социальный диалог.
Программа направлена на повышение осведомленности о лучших методах производства хлопка и оценку этих подходов на местах, в дополнение к разработке трехлетнего плана по управлению, финансированию и масштабной реализации инициативы «Лучший хлопок». Фактически Better Cotton создает надстройку тотального контроля над всеми процессами, связанными с производством узбекского хлопка.
Узбекистан более 10 лет находился в черном списке брендов и торговцев из-за нарушений трудового законодательства. Эта блокировка вынудила правительство к трудовым реформам в стране, которая является шестым по величине производителем хлопка в мире.
Год назад МОТ объявила узбекский хлопок «свободным» от принудительного и детского труда, в то же время глобальная коалиция, известная как Хлопковая кампания, отменила бойкот.
В 2021 году хлопковые поля Узбекистана отслеживались с помощью программного обеспечения для дистанционной оценки возделывания хлопка, разработанного Global Organic Textile Standard (GOTS), Европейским космическим агентством (ESA) и немецким агентством по сбору данных Marple. Он использует искусственный интеллект для отличия хлопковых полей от других культур, используя спутниковые снимки и данные датчиков, а также то, были ли хлопковые поля органическими.
Танзила Нарбаева из Национальной комиссии по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом, считает, что последняя инициатива Better Cotton в Узбекистане является еще одним шагом по улучшению трудовых отношений, основанных на международных стандартах, и созданию достойных и безопасных условий труда.
Узбекистан начал работу по воспитанию местных кадров по стандартам ЕС и расширению организованной миграции в страны альянса. Последовательнее всего идет работа с компаниями и учреждениями ФРГ на базе специализированных учебных центров по всей стране.
Туркмения против: чего не заметил мониторинг по принудительному труду
Все вышеуказанные системы внешнего мониторинга по сути являются с точки зрения отношений западных стран со странами третьего мира лишь новыми инструментами постколониального контроля. Думать иначе на государственном уровне — значит, проявлять опасную наивность. Для развивающейся страны — это всегда попытка соблюсти компромисс между сохранением суверенитета и экономическим ростом. И неудивительно, что некоторые страны отказываются от подобной открытости. В западной парадигме такие страны, как Туркменистан, относят к авторитарным. Впрочем, трудовые практики таких независимых участников рынка могут сильно не соответствовать новым стандартам условий труда, что делает их уязвимыми для внешнего давления и их самих загоняет в безвыходную стагнацию.
Туркменистан был упомянут в июньском отчете независимых правозащитных групп turkmen.news и Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ) «Время для перемен» в связи с принудительным трудом в хлопковой промышленности. Отчет разместила на своем сайте международная организация Cotton Campaign. В тот же день, 12 июня, МОТ рассмотрела вопрос о выполнении Туркменистаном обязательств по искоренению принудительного труда.
В отчете утверждается, что правительство Туркменистана заставляет десятки тысяч работников госсектора, включая сотрудников школ и больниц, собирать хлопок или оплачивать замену сборщиков.
Несоблюдение требований приводит к штрафам, потере работы или земельных наделов.
Фермеры регулярно сталкиваются с повышением норм на производство хлопка, которые вводятся региональными администраторами в доказательство их приверженности правительственному плану по выращиванию хлопка. Cotton Campaign документирует злоупотребления, отрицаемые туркменскими официальными лицами, и призывает их добросовестно сотрудничать с МОТ, наблюдателями ООН за соблюдением прав человека и трудовых прав.
Сейчас туркменская хлопковая продукция запрещена 140 мировыми брендами и розничными торговцами. Однако такие страны, как Турция, Италия и Пакистан, используют хлопок, пряжу и ткани из Туркменистана в своих товарах, что приводит к попаданию туркменского «принудительного» хлопка в их цепочки поставок.
Примеры влияния на рынки труда наших южных соседей, запускающие экономическую и миграционную диверсификацию под западные стандарты, показывают стратегическую важность тесного сотрудничества на этом направлении.
России необходимо активное развитие единых производственных и социальных стандартов со странами СНГ, программ подготовки трудовых ресурсов на местах на базе российских профессиональных и образовательных установок.
Это не просто факторы экономического сближения на пути к прогрессивному технологически развитому сотрудничеству, но и важный инструмент противостоянию западной повестке, проникающей в регион, в том числе, по линии «воспитания» трудовой миграции.