Кыргызские диаспоры все теснее сращиваются с западными НКО

Укрепление кыргызской многовекторности в стиле 1990-х угрожает ростом антироссийских настроений среди трудовых мигрантов в России.

Владимир Орлов
© Кристина Кормилицына/Коммерсантъ

Политический курс и принципы развития, которые избирают страны Центральной Азии, будут в ближайшие годы оказывать заметное воздействие на общественное устройство этих стран, включая и миграционную повестку. Сегодня большинство государств региона повторяет российский опыт 1990-х, инициативно расширяя многовекторное поле обязательств и взаимодействий с так называемыми развитыми странами, передавая свои наиболее важные государственно-общественные институты под контроль международных организаций.

Спешим под зонтик «развитых стран»

Кыргызстан, пожалуй, наиболее последовательно старается придерживаться этой политики и, несмотря на ценные преференции членства республики в ЕАЭС, прилагает серьезные усилия для участия в других международных союзах.

В частности, руководство страны с завидным упорством стремится к заключению соглашения между Европейским союзом и Кыргызстаном о расширенном сотрудничестве и партнерстве.

Подписать соглашение не удается уже несколько лет и для того, чтобы ускорить процесс МИД Кыргызстана прорабатывает встречи на высшем уровне с лидерами и министрами европейских стран и согласует рамочные меморандумы по широкому кругу вопросов.

В этом году президента Кыргызстана Садыра Жапарова принимали у себя премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент страны Каталин Новак, где было заявлено, что развитие отношений ЕС с Кыргызстаном и Центральной Азией в целом имеет стратегическое значение для безопасности и экономики Европы. Главы государств подписали стратегическое соглашение, выразив общую приверженность эффективной борьбе с терроризмом, совместным действиям по борьбе с растущей угрозой нелегальной миграции и укреплению отношений между собой в таких областях как туризм, сельское хозяйство, водные ресурсы и образование. Так, руководство Кыргызстана пытается организовать поддержку и собрать голоса в пользу договора Республики с ЕС.

В свою очередь Центр по трудоустройству граждан за рубежом при Министерстве труда, социальной защиты и миграции Кыргызстана подписал меморандум с Британским управлением по борьбе с бандитизмом и злоупотреблениями в сфере труда (GLAA) о взаимопонимании по защите прав и интересов кыргызских трудовых мигрантов в Великобритании. И это уже не протокол о намерениях.

В марте 2022 года Кыргызстан подписал свое первое соглашение с одним из лицензированных операторов, отвечающих за наем временных работников для британской пилотной схемы сезонных рабочих.

В первый год в программе приняли участие около 1000 граждан Кыргызстана. Центр зарубежной занятости Министерства труда, социальной защиты и миграции КР получил более 8000 заявок, из которых 5400 уже одобрены для выезда. Известно, что квота может быть увеличена в ближайшие месяцы, все зависит от того, насколько хорошим будет урожай в Великобритании.

Совершенно естественно для независимого государства развивать многостороннюю стратегию развития. К тому же, Кыргызстан постепенно становится важным региональным стратегическим узлом для транспорта и логистики. В том числе он развивается как транзитный производственный центр Центральной Азии, обеспечивающий производство и услуги для комплектующих, импортируемых из других стран, с относительно низкими производственными затратами.

МОМ и проекты развития для кыргызской диаспоры

Вместе с тем, Бишкек, как уже было сказано, активно включается в соперничающие с Россией системы глобального управления. И в первую очередь это касается трудовой миграции, которая со временем может быть организована не в совместных интересах Республики и ЕАЭС и России, а в интересах международных регуляторов.

Например, вот как организована работа «международников» с кыргызской диаспорой в Германии и на их родине. Миссия Международной организации по миграции (МОМ) в Кыргызской Республике продолжает вовлекать кыргызскую диаспору и соотечественников в проекты развития, в том числе климатические акции.

Глобальная программа «Заставить миграцию работать на устойчивое развитие» выделяет гранты организации, объединяющей кыргызскую диаспору, соотечественников и мигрантов, проживающих в Германии, и местной НПО «Зеленый альянс».

Деньги собирают на краудфандинговой платформе, инициированной диаспорой.

Дело в том, что МОМ признает роль глобальных сообществ мигрантов как ключевых участников развития. Их знания и способность ориентироваться в различных контекстах подчеркивают их способность продвигать инициативы в общественно-значимых областях, которые учитывают развитие на глобальном, национальном и местном уровнях. Диаспоры — это агенты, обладающие необходимым социальным капиталом и соответствующими ресурсами для развития транснациональных инициатив по поддержке своих собственных сообществ, разбросанных по всему миру. По идее МОМ, лидеры диаспоры могут максимизировать преимущества миграции, создавая пространство для диалога и обмена.

Под чутким руководством международных организаций создавалась и Концепция миграционной политики Кыргызской Республики на 2021-2030 годы, утвержденная Постановлением Правительства № 191 от 4 мая 2021 года. Целью Концепции является смягчение неблагоприятных последствий миграции и создание условий для эффективного управления процессами. План мероприятий по реализации Концепции на 2022-2025 годы был принят 13 апреля 2022 года. Как сообщалось, все документы разрабатывались с использованием общегосударственного и общеобщественного подходов. Были проведены консультации с гражданским обществом и Сетью ООН по миграции.

В дополнение к Концепции МОМ разработала Коммуникационную стратегию. Ее целью является вовлечение кыргызских диаспор, соотечественников и мигрантов, проживающих за рубежом, в развитие Кыргызской Республики, в том числе в общественно-полезные, в частности, климатические акции.

В документах МОМ утверждается, что Коммуникационная стратегия направлена на усиление потенциала Правительства КР, партнеров из гражданского общества, частных партнеров и других соответствующих институтов для работы с кыргызскими диаспорами и соотечественниками.

Разумеется, речь идет о формах внешнего управления, где ключевым рычагом становится трудовая миграция.

Этот подход базируется на Концепции управления миграцией (MiGOF), разработанной МОМ в 2015 году. Ее рамки формируют представление об идеальном подходе, позволяющем государству определить, что ему может понадобиться для эффективного регулирования миграции таким образом, который соответствует его потребностям и обстоятельствам.

Стоит напомнить, что 12 августа 2015 года Кыргызстан стал членом Евразийского экономического союза. С тех пор мигранты из КР получили определенные преимущества при трудоустройстве и жизни в России по сравнению с условиями для рабочих из стран, не входящих в организацию.

Гостеприимство ЕАЭС и «климатический» камень за пазухой

Гражданам КР для работы в России не нужно оформлять и оплачивать трудовой патент, как и россияне, они могут работать на основании трудового договора. Для его заключения требуются только паспорт и миграционная карта, подтверждающая законность пересечения границы и законный статус иностранца.

При трудоустройстве граждан Кыргызстана работодатель вправе не учитывать ограничения по защите российского рынка труда, в соответствии с которыми назначаются допустимые доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики.

В этом плане граждане КР не считаются трудовыми мигрантами и оформляются по общим правилам. Даже если кыргызстанец обозначил целью своего визита в миграционной карте туризм, а не трудоустройство, его все равно можно принять на работу. Изменения в базу данных и миграционную карту будут внесены, когда работодатель подаст в МВД данные о трудоустройстве иностранца. Также граждане КР могут работать в России в качестве самозанятых, имеют право на бесплатную медпомощь по ОМС, а стаж работы граждан КР в России учитывается при оформлении и начислении пенсии.

Однако если кыргыстанская диаспора окажется плотно встроена в международные структуры, и будет работать по климатической и другим повесткам, получая программы и финансирование извне, согласовывая деятельность с офисами в Женеве, Брюсселе или Нью-Йорке, мы неизбежно придем к той тупиковой ситуации, которая возникла в Российской Федерации с западными НКО, которые долгие годы фактически занимались подрывной деятельностью в стране.

В рамках такой упорной многовекторности со стороны властей КР и формат привилегий для граждан Кыргызстана в ЕАЭС может быть пересмотрен.

Однако общая задача состоит в предотвращении такого сценария. Следует развивать глубокое взаимодействие с диаспорами в России, и переходить от формальных проектов с региональными структурами к идеологической работе по российской повестке. Другая сторона вопроса, это своего рода фронтирная модернизация, изменение качества присутствия России в странах Центральной Азии, взаимодействие с местными элитами с формированием у них запроса на пророссийскую ориентацию, как безусловную форму безопасности и развития.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Мировой опыт / Кыргызские диаспоры все теснее сращиваются с западными НКО