Пока только журналисты, эксперты и чиновники понимают важность обучения мигрантов русскому языкуМнение эксперта
Пока только журналисты, эксперты и чиновники понимают важность обучения мигрантов русскому языку

Корреспондент Media-MIG обсудил обновление Таджикистаном своей миграционной стратегии с директором Института нового общества, политологом и экономистом Василием Колташовым, который обратил внимание на своевременность мер, предпринимаемых таджикскими властями.

28 июля 2023Беседовал Александр Люблинский

Власти Таджикистана совершенно правильно решили сосредоточить усилия на образовании своих граждан, так как общество в этой стране на протяжении последних десятилетий упорно движется по пути архаизации. Здесь уже речь идет не столько о понимании русской культуры и языка таджикским населением, сколько о базовом культурном разрыве между потенциальными мигрантами и россиянами. Однако этот разрыв благодаря подобным инициативам еще есть возможность преодолеть.

Напомним, в начале текущей недели правительство Таджикистана обнародовало новую стратегию, призванную отрегулировать процессы внутренней и внешней миграции.

В рамках данной стратегии в Таджикистане планируют до 2040 года в шесть этапов пересмотреть и дополнить соответствующие нормативно-правовые акты, разработать и внедрить механизм электронного учета граждан, отправляющихся на заработки за рубеж, создать фонд социальной поддержки мигрантов и их семей, а также уделить особое внимание образованию — профессиональному обучению потенциальных трудовых мигрантов и освоению ими иностранных языков.

— Василий Георгиевич, почему в обновленной миграционной стратегии Таджикистана такое внимание уделено именно образованию?

Когда речь заходит об образовании, большинство людей, считает, что имеется в виду исключительно обучение чему-то. Но это не так.

Образование — это создание определенного образа мыслей, создание человека со способностью приобретать знания и способностью удерживать знания. И в этом смысле, конечно, мигранты, которые пребывают к нам — они по-своему образованы. Но это специфическое стихийно полученное образование, которое зачастую несет угрозу и для российского общества, и для властей в Таджикистане.

Чтобы понять это, достаточно побеседовать с приезжими из Таджикистана и услышать, что они думают о своем президенте — Эмомали Рахмоне, о его политике, об устройстве Таджикистана, о жизни в этой стране, и о том, как в их понимании устроен мир.

Картина мира приезжих таджиков строится главным образом на обиде, на убежденности в том, что в Таджикистане царит несправедливость, а материальные блага там распределены «неправильно». И с этим действительно трудно спорить.

Однако, помимо этих убеждений, у таджиков есть и «рецепты» того, как все исправить. Они заключаются либо в том, что нужно отделить от Таджикистана какую-то территорию на основании того, что живущие там люди не являются таджиками, а принадлежат к какой-то другой национальной группе, либо в спасительной силе религии.

В Таджикистане, также как до этого на майданах в Киргизии, люди говорят, что ими правят нечестные политики, и если их изгнать, то на смену придут честные. То есть присутствует очень наивное убеждение в том, что нынешним властям не хватает нравственных основ, и если поставить во главе государства кого-то, кто будет соблюдать обряды — это автоматически улучшит жизнь всех людей.

— Если сравнить нынешнюю ситуацию в Таджикистане с советскими временами — когда общество в республике было более образованным?

В Таджикистане с советских времен все последние десятилетия происходила архаизация общественного сознания. Сейчас ситуация там гораздо хуже, чем было во времена СССР, и это в первую очередь опасно для светских властей Таджикистана.

Какими бы недостатками не обладала нынешняя система правления в этой стране, она, тем не менее, ориентирована на развитие — экономическое, техническое, где-то и культурное, урбанистическое развитие, хоть и не без коррупции. Но, во всяком случае, светские власти республики не заинтересованы в том, чтобы таджикское общество оказалось законсервированным в своей вечной отсталости.

А исламские фундаменталисты предлагают Таджикистану совсем иной путь.

Они распространяют очень простой «рецепт свободы», похожий на популярную в России в начале ХХ века идею переустройства общества на основе коммунистических принципов. И здесь предлагается такой первобытный исламский коммунизм, который обещает, что не останется больше ни заевшихся богачей, ни Рахмона с его богатой семьей и коррумпированными чиновниками, и все будет распределено равномерно — всем хватит земли, лепешек, барашков, и поля заколосятся.

Эти идеи находят в таджикском обществе очень большой отклик — уровень сознания населения там таков, что сказка прокатывает.

Поэтому можно только приветствовать намерение властей Таджикистана работать с образованием граждан, пусть даже и трудовых мигрантов.

— Каким образом изучение русского языка может изменить сложившуюся в Таджикистане ситуацию?

Обучение русскому языку можно ведь вести по-разному. Можно просто учить слова, не уделяя внимания интеграции своих граждан в российское общество, не знакомя их с существующей в России социальной реальностью, то есть, по сути, оставляя их под влиянием фундаменталистских проповедников.

А можно через предложения, которые предлагается переводить и учить, через фразы для запоминания знакомить людей со светской культурой, адаптировать их к российским реалиям. Например, посмотреть на русском языке и обсудить фильм «Служебный роман» — помимо тренировки языка это поможет перестроить и мышление. Ведь люди, которые до этого слышали только то, что им говорил мула о том, что смысл жизни в молитве и о том, сколько раз в день нужно молиться, неожиданно откроют для себя совсем другой мир — офис, женщины, мужчины, работа, какие-то отношения, достаточно сложные отношения. И они начнут в эти отношения вникать.

А работать с ними нужно еще и потому, что по соседству с Таджикистаном находится Афганистан с Талибаном*  *экстремистская организация, деятельность которой запрещена в РФ решением Верховного суда — ред. Media-MIG — пороховая бочка, где с конца 1960-х десятилетиями, не прекращаясь, идет война.

И таджикское общество где-то самообразовывалось стихийно, а где-то попало под влияние фундаменталистских проповедников, которые, кстати активно работают не только в Таджикистане, но и среди мигрантов у нас в России. И эти проповедники дают своей аудитории очень простые ответы на сложные вопросы.

Простые ответы звучат так: у вас все плохо, вы живете бедно, потому что вами правят нечестные люди, плохие мусульмане, которые не соблюдают обрядов и живут во грехе. Кроме того, про нечестных людей — это камень и в российский огород, ведь мигрантов у нас часто обманывают.

Например, наши управляющие компании. Я сам наблюдал, как дворники заявляли жильцам дома, что «вы почти три месяца никто не платите за квартиры, и поэтому нам (дворникам) эти три месяца не платят зарплату». Я говорю — «все платят, здесь серьезные места, а вас обманывает ваш работодатель». Заметьте, я специально передал формулировку, с которой ко мне обратились.

То есть благодаря работе проповедников, мигранты убеждены, что в России все нечестные, обманщики, потому что не знают ни настоящей веры, ни правильного поведения. И это очень опасно, потому что мигрантов у нас много, и они десятилетиями были брошены в плане образования. Считалось, что с экономической точки зрения так лучше, потому что необразованные мигранты не отнимут у наших граждан рабочие места.

У нас в интернете, если посмотреть, очень много комментариев на этот счет — люди против того, чтобы учить мигрантов русскому языку. Получается, что россияне в большинстве своем до сих пор не понимают ситуации. Что-то только начинают понимать чиновники, эксперты, журналисты.

— Возвращаясь к «пороховой бочке» в Средней Азии, какими еще негативными последствиями грозит ситуация в Таджикистане соседям этой страны?

Напомню, в 2022 году в Казахстане — в очень светском государстве — произошло восстание каких-то непонятных фундаменталистов, после чего много говорилось о работе спецслужб.

Но спецслужбы работают всегда и везде, однако им нужен горючий материал, и в Казахстане они его нашли. А что в Таджикистане этого горючего материала нет?

Поджечь Среднюю Азию — это давняя английская мечта — они с разных сторон пытаются подносить к ней фитиль. Вот Казахстан был примером. И Таджикистан — это тоже очень непростая область. К тому же очень много раз наши военные эксперты задавались вопросом, отчего это американцы забыли столько военной техники, оружия и боеприпасов в Афганистане? Вот как-то оставили, забыли, бросили все это там в отличном состоянии. Это же ведь тоже понятно, что они это сделали неслучайно. А Таджикистан там очень близко.

Хорошо, что администрация Рахмона начинает понимать важность образования населения, преподавания языков. Возвращение в Таджикистан образования на русском языке поможет преодолеть еще и проблему неоднородности: если в Душанбе, допустим, ситуация еще терпимая, то отдаленные села очень отстают в плане образования. Возможно, запланированная реформа поможет снять угрозу дестабилизации этой страны.

Перед властями сейчас стоит три задачи: облегчить мигрантам устройство на работу в других странах, дать им возможность там социализироваться и стать частью общества, а также снять угрозу для светской системы управления в самом Таджикистане.

Как бы политическая конструкция Таджикистана не заслуживала критики, а она ее безусловно заслуживает, нужно понимать, что в нынешних реалиях — эта система неслучайна, и на смену ей в условиях регресса общества может прийти нечто гораздо более худшее.

И эти опасности, возможно, осознают не только в Таджикистане. Возможно, даже саму идею изменения миграционной политики с упором на образование властям Таджикистана подсказали в Москве.

Больше мнений экспертов читайте здесь

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Мировой опыт / Пока только журналисты, эксперты и чиновники понимают важность обучения мигрантов русскому языку