Власти Таджикистана совершенно правильно решили сосредоточить усилия на образовании своих граждан, так как общество в этой стране на протяжении последних десятилетий упорно движется по пути архаизации. Здесь уже речь идет не столько о понимании русской культуры и языка таджикским населением, сколько о базовом культурном разрыве между потенциальными мигрантами и россиянами. Однако этот разрыв благодаря подобным инициативам еще есть возможность преодолеть.
Напомним, в начале текущей недели правительство Таджикистана обнародовало новую стратегию, призванную отрегулировать процессы внутренней и внешней миграции.
В рамках данной стратегии в Таджикистане планируют до 2040 года в шесть этапов пересмотреть и дополнить соответствующие нормативно-правовые акты, разработать и внедрить механизм электронного учета граждан, отправляющихся на заработки за рубеж, создать фонд социальной поддержки мигрантов и их семей, а также уделить особое внимание образованию — профессиональному обучению потенциальных трудовых мигрантов и освоению ими иностранных языков.
— Василий Георгиевич, почему в обновленной миграционной стратегии Таджикистана такое внимание уделено именно образованию?
Когда речь заходит об образовании, большинство людей, считает, что имеется в виду исключительно обучение чему-то. Но это не так.
Образование — это создание определенного образа мыслей, создание человека со способностью приобретать знания и способностью удерживать знания. И в этом смысле, конечно, мигранты, которые пребывают к нам — они по-своему образованы. Но это специфическое стихийно полученное образование, которое зачастую несет угрозу и для российского общества, и для властей в Таджикистане.
Чтобы понять это, достаточно побеседовать с приезжими из Таджикистана и услышать, что они думают о своем президенте — Эмомали Рахмоне, о его политике, об устройстве Таджикистана, о жизни в этой стране, и о том, как в их понимании устроен мир.
Картина мира приезжих таджиков строится главным образом на обиде, на убежденности в том, что в Таджикистане царит несправедливость, а материальные блага там распределены «неправильно». И с этим действительно трудно спорить.
Однако, помимо этих убеждений, у таджиков есть и «рецепты» того, как все исправить. Они заключаются либо в том, что нужно отделить от Таджикистана какую-то территорию на основании того, что живущие там люди не являются таджиками, а принадлежат к какой-то другой национальной группе, либо в спасительной силе религии.
В Таджикистане, также как до этого на майданах в Киргизии, люди говорят, что ими правят нечестные политики, и если их изгнать, то на смену придут честные. То есть присутствует очень наивное убеждение в том, что нынешним властям не хватает нравственных основ, и если поставить во главе государства кого-то, кто будет соблюдать обряды — это автоматически улучшит жизнь всех людей.
— Если сравнить нынешнюю ситуацию в Таджикистане с советскими временами — когда общество в республике было более образованным?
В Таджикистане с советских времен все последние десятилетия происходила архаизация общественного сознания. Сейчас ситуация там гораздо хуже, чем было во времена СССР, и это в первую очередь опасно для светских властей Таджикистана.
Какими бы недостатками не обладала нынешняя система правления в этой стране, она, тем не менее, ориентирована на развитие — экономическое, техническое, где-то и культурное, урбанистическое развитие, хоть и не без коррупции. Но, во всяком случае, светские власти республики не заинтересованы в том, чтобы таджикское общество оказалось законсервированным в своей вечной отсталости.
А исламские фундаменталисты предлагают Таджикистану совсем иной путь.
Они распространяют очень простой «рецепт свободы», похожий на популярную в России в начале ХХ века идею переустройства общества на основе коммунистических принципов. И здесь предлагается такой первобытный исламский коммунизм, который обещает, что не останется больше ни заевшихся богачей, ни Рахмона с его богатой семьей и коррумпированными чиновниками, и все будет распределено равномерно — всем хватит земли, лепешек, барашков, и поля заколосятся.
Эти идеи находят в таджикском обществе очень большой отклик — уровень сознания населения там таков, что сказка прокатывает.
Поэтому можно только приветствовать намерение властей Таджикистана работать с образованием граждан, пусть даже и трудовых мигрантов.
— Каким образом изучение русского языка может изменить сложившуюся в Таджикистане ситуацию?
Обучение русскому языку можно ведь вести по-разному. Можно просто учить слова, не уделяя внимания интеграции своих граждан в российское общество, не знакомя их с существующей в России социальной реальностью, то есть, по сути, оставляя их под влиянием фундаменталистских проповедников.
А можно через предложения, которые предлагается переводить и учить, через фразы для запоминания знакомить людей со светской культурой, адаптировать их к российским реалиям. Например, посмотреть на русском языке и обсудить фильм «Служебный роман» — помимо тренировки языка это поможет перестроить и мышление. Ведь люди, которые до этого слышали только то, что им говорил мула о том, что смысл жизни в молитве и о том, сколько раз в день нужно молиться, неожиданно откроют для себя совсем другой мир — офис, женщины, мужчины, работа, какие-то отношения, достаточно сложные отношения. И они начнут в эти отношения вникать.
А работать с ними нужно еще и потому, что по соседству с Таджикистаном находится Афганистан с Талибаном* *экстремистская организация, деятельность которой запрещена в РФ решением Верховного суда — ред. Media-MIG — пороховая бочка, где с конца 1960-х десятилетиями, не прекращаясь, идет война.
И таджикское общество где-то самообразовывалось стихийно, а где-то попало под влияние фундаменталистских проповедников, которые, кстати активно работают не только в Таджикистане, но и среди мигрантов у нас в России. И эти проповедники дают своей аудитории очень простые ответы на сложные вопросы.
Простые ответы звучат так: у вас все плохо, вы живете бедно, потому что вами правят нечестные люди, плохие мусульмане, которые не соблюдают обрядов и живут во грехе. Кроме того, про нечестных людей — это камень и в российский огород, ведь мигрантов у нас часто обманывают.
Например, наши управляющие компании. Я сам наблюдал, как дворники заявляли жильцам дома, что «вы почти три месяца никто не платите за квартиры, и поэтому нам (дворникам) эти три месяца не платят зарплату». Я говорю — «все платят, здесь серьезные места, а вас обманывает ваш работодатель». Заметьте, я специально передал формулировку, с которой ко мне обратились.
То есть благодаря работе проповедников, мигранты убеждены, что в России все нечестные, обманщики, потому что не знают ни настоящей веры, ни правильного поведения. И это очень опасно, потому что мигрантов у нас много, и они десятилетиями были брошены в плане образования. Считалось, что с экономической точки зрения так лучше, потому что необразованные мигранты не отнимут у наших граждан рабочие места.
У нас в интернете, если посмотреть, очень много комментариев на этот счет — люди против того, чтобы учить мигрантов русскому языку. Получается, что россияне в большинстве своем до сих пор не понимают ситуации. Что-то только начинают понимать чиновники, эксперты, журналисты.
— Возвращаясь к «пороховой бочке» в Средней Азии, какими еще негативными последствиями грозит ситуация в Таджикистане соседям этой страны?
Напомню, в 2022 году в Казахстане — в очень светском государстве — произошло восстание каких-то непонятных фундаменталистов, после чего много говорилось о работе спецслужб.
Но спецслужбы работают всегда и везде, однако им нужен горючий материал, и в Казахстане они его нашли. А что в Таджикистане этого горючего материала нет?
Поджечь Среднюю Азию — это давняя английская мечта — они с разных сторон пытаются подносить к ней фитиль. Вот Казахстан был примером. И Таджикистан — это тоже очень непростая область. К тому же очень много раз наши военные эксперты задавались вопросом, отчего это американцы забыли столько военной техники, оружия и боеприпасов в Афганистане? Вот как-то оставили, забыли, бросили все это там в отличном состоянии. Это же ведь тоже понятно, что они это сделали неслучайно. А Таджикистан там очень близко.
Хорошо, что администрация Рахмона начинает понимать важность образования населения, преподавания языков. Возвращение в Таджикистан образования на русском языке поможет преодолеть еще и проблему неоднородности: если в Душанбе, допустим, ситуация еще терпимая, то отдаленные села очень отстают в плане образования. Возможно, запланированная реформа поможет снять угрозу дестабилизации этой страны.
Перед властями сейчас стоит три задачи: облегчить мигрантам устройство на работу в других странах, дать им возможность там социализироваться и стать частью общества, а также снять угрозу для светской системы управления в самом Таджикистане.
Как бы политическая конструкция Таджикистана не заслуживала критики, а она ее безусловно заслуживает, нужно понимать, что в нынешних реалиях — эта система неслучайна, и на смену ей в условиях регресса общества может прийти нечто гораздо более худшее.
И эти опасности, возможно, осознают не только в Таджикистане. Возможно, даже саму идею изменения миграционной политики с упором на образование властям Таджикистана подсказали в Москве.
Больше мнений экспертов читайте здесь
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter