Медиа Миг
Курс валют
1RUB
Российский рубль. Российская Федерация
=
142,94 UZS
UZS +0,41%
0,15 TJS
TJS +0,31%
5,63 KZT
KZT –0,13%

Все о трудовой миграции в России

Советом улемов централизованной религиозной организации ДУМ РФ принято решение о недопустимости межконфессиональных браков для мусульман на всей территории РФ, которое, по сути, означает запрет на браки правоверных с представительницами других вероисповеданий – христианками и иудейками, несмотря на то, что Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены представительниц религий Святого Писания. О причинах, которые могли послужить принятию такого решения в беседе с «МедиаМиг» рассказал известный теолог Кадыр Маликов.

Как бы Вы прокомментировали решение, принятое ДУМ РФ, запрещающее правоверным мусульманам жениться на представительницах других религий? Насколько правомерно постановление Совета улемов, если даже Коран не запрещает мусульманам вступать в брак с представительницами религий Святого Писания – иудейками и христианками?  

— Официально не можем комментировать решения духовного управления мусульман России по этическим, духовным и другим причинам, но я думаю, что решения выносятся, исходя из специфики той или иной страны. Согласно шариату, мужчине-мусульманину разрешается жениться, естественно помимо мусульманок, на представительницах иудейской и христианской общины. Другое дело, что в шариате есть определённые инструменты, например, такие как фатва – временное решение, которые могут приниматься муфтиями и действовать в определённый период.

Я полагаю, у ДУМ России были веские причины для принятия данной фатвы. Учитывая, что в России мусульмане представляют меньшинство, то, возможно, что причиной временного внутриобщинного запрета, который носит не юридический или правовой, а скорее рекомендательный, не противоречащий Конституции РФ, характер, стало учащение браков между мусульманами и девушками других религий, а девушки-мусульманки, как бы остаются незамужними.

Почему это происходит? Я полагаю, что здесь причина кроется в том, что у многих девушек из мусульманских семей возросли требования к заключению брака, согласно шариату. Поэтому мужчинам-мусульманам, наверное, легче делать нике, т.е. заключать брак с представительницами других общин или вообще со светскими девушками, потому что у них нет своих прав внутри Ислама, соответственно нет и тех требований, что у мусульманок. И я думаю, что это одна из причин, по которой правоверные мусульмане стали заключать больше браков с девушками иного вероисповедания.

Согласно статистике, мусульмане в основном женятся не на практикующих православие женщинах и девушках, а просто, допустим, на славянках, которые де-факто принадлежат к иной конфессии.

Я полагаю, что ДУМ РФ принял это временное постановление именно с целью решить эту проблему, урегулировать внутриобщинный вопрос.

Какие последствия может иметь данное постановление для межконфессиональных отношений?  

— Я вам так скажу, это ни в коем случае не связанно с отношениями между общинами. Насколько я знаю, отношения между мусульманами, особенно духовенством, и русской православной церковью, а также между мусульманской и иудейской общинами очень близки, то есть находятся на очень хорошем уровне кооперации. Как правило, по вопросам, которые касаются защиты общих религиозных ценностей, и мусульманская община России, и русская православная церковь христианской общины всегда выступают бок о бок, т.е. у них есть общие позиции, тесное сотрудничество по многим вопросам. Да и в личностном плане, между муфтиями России и главами РПЦ давно сложись очень теплые и тесные отношения.

Я просматривал реакцию общества на принятое ДУМ РФ постановление, и увидел, что представители русской православной церкви, например, где-то даже поддерживают данный закон, данное решение, потому что в самой русской православной церкви таких правил и раньше придерживались. Но в период СССР, а потом с приходом демократии они где-то отошли от этих принципов.

Какова вероятность, что фатва на межрелигиозные браки может привести к появлению в крупных городах, так называемых, национальных кварталов, где диаспоры замыкаются в своем кругу, как например во Франции или США? 

— Хотя в городах России таких явных национальных кварталов пока нет, риск возникновения замкнутых общин, так называемых гетто, достаточно велик, и его нельзя выпускать из виду, нужен постоянный контроль и регулирование этого вопроса. Что касается трудовых мигрантов из ЦА, то они, как правило, расселены по разным районам, т.е. не проживают компактно. Но риски все равно существуют, поэтому важно, чтобы иностранные трудящиеся, которые не имеют российского гражданства, были вовлечены, интегрированы в общество в целом, и в мусульманское сообщество в частности. Этот процесс во многом зависит от мечетей и имамов. Насколько я знаю, во многих российских городах имамы очень тесно работают с мигрантами из Центральной Азии именно в этом направлении.

Кадыр Курманбекович, благодарим Вас за содержательные комментарии.   

 Автор: Злата Симаш.

Другие материалы:

Нелегалы в России: как заставить трудовых мигрантов выйти из «тени»?

По официальным данным ООН и Всемирного банка…

Количество поступивших в РГПУ им. А.И. Герцена иностранных студентов увеличилось на 40%

Журналист «Медиа-Миг» Александра Близнецова обратилась к руководству…

Эксперт: итоги года

Юрий Московский Никита Мендкович Эксперт: Отношения между…