На круглом столе «Организационные и методические подходы к совершенствованию системы образовательной подготовки различных категорий иностранных граждан по русскому языку в контексте нового миграционного законодательства», прошедшем в Общественной палате PФ 20 марта 2023 года, ряд экспертов озвучили проблемы в сфере проведения экзамена, в том числе по линии цифрового обеспечения.
На мероприятии с докладом выступила директор Института непрерывного образования БашГУ Татьяна Великжанина, рассказавшая о десятикратном увеличении в 2022 году запросов, поступающих в уполномоченный ВУЗ из надзорных органов.
Media-MIG пообщался с экспертом более подробно. В интервью нашему изданию Татьяна Великжанина рассказала о необходимости сохранения комплексного экзамена для мигрантов и целесообразности создания единого цифрового ресурса для всех ведомств, имеющих отношение к регулированию миграции.
— Верно ли, что в последние годы взаимодействие уполномоченных вузов с сотрудниками правоохранительных органов в части выявления нарушений при проведении экзамена все чаще строится напрямую, параллельно с использованием общей базы сведений по экзаменам ФИС ФРДО? С чем это связано?
— Да, действительно, запросы в вузы и по линии миграционных органов МВД, и по линии прокуратуры, и от других государственных структур стали приходить чаще. При этом следует отметить, что уполномоченные вузы уже размещают всю информацию о результатах своей деятельности в соответствующих информационных системах — в том числе, в ФРДО. Проблема, возможно, в том, что органы, подающие запросы, либо не имеют доступа к этим данным, либо не знают, где их искать.
Мы в любом случае обязательно отвечаем на все запросы. В нашем вузе их количество доходит до двух-трех в день. Это большой объем дополнительной работы.
— Из прозвучавших на Круглом столе мнений об эффективности комплексного экзамена создается впечатление, что представителям уполномоченных вузов и надзорных органов остро не хватает общей консультационно-аналитической площадки для регулярного обсуждения подобных вопросов. Так ли это?
— Знаете, уже существует успешный опыт в этой сфере. На базе РУДН работала межведомственная комиссия. Сейчас, видимо, возникла необходимость возобновления ее работы. Кроме того, было бы хорошо, чтобы появился единый информационный ресурс, к которому бы имели доступ все заинтересованные в данной сфере стороны.
— В чем главная причина возбуждения уголовных дел по фактам нарушения порядка проведения экзамена, подпадающих под КоАП?
— Определять основания для возбуждения уголовных дел или привлечения кого-то к административной ответственности — это прерогатива специально уполномоченных органов. Но мы можем со своей стороны предположить, что подобные ситуации возникают в связи с комплексным характером мероприятий, которые проводятся при трудоустройстве мигрантов, получении ими гражданства либо вида на жительство. Ведь они при этом не только сдают экзамен, но и проходят медицинское обследование, оформляют документы по регистрации по месту пребывания, получают страховку и так далее. Возможно, когда весь этот порядок нарушается в комплексе, тогда речь заходит о возбуждении уголовного дела. Но, повторюсь, данный вопрос — не прерогатива вуза, и здесь мы можем только высказывать наши предположения.
— С какими сложностями сегодня сталкивается уполномоченный вуз при комплектовании и хранении экзаменационных архивов?
— Многое зависит от объема проводимых тестовых сессий. Когда вузы только входили в эту систему, то они не все были готовы технически к хранению такого объема информации. Покупалась техника, серверы, диски. Затем процесс вошел в нормальное рабочее русло. Мы храним информацию в электронном виде, и никаких проблем с этим сейчас нет.
— Как этот процесс организуется на базе экзаменационных площадок за пределами вуза в регионах Российской Федерации? Какими инструментами контроля этой деятельности обладает уполномоченный вуз?
— Для этой работы привлекаются специалисты, официально оформленные в штат вуза. Ответственность за выполнение соответствующих задач фиксируется в их трудовых договорах. Ведется онлайн-подключение для видеонаблюдения за процессом сдачи экзаменов. Проводятся курсы повышения квалификации, обучающие семинары для сотрудников.
— Как изменится процесс с введением полной видеозаписи сессий экзамена?
— Не думаю, что это окажет существенное влияние на сам процесс проведения экзаменов. Вырастут только технические требования, нужно будет где-то хранить больше данных.
— С учетом всех актуальных проблем, каких изменений, по-вашему, не хватает нормативной базе, регламентирующей порядок проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан?
— Думаю, существующая нормативная база соответствует сейчас возложенным на нее задачам. Есть вопросы, не касающиеся напрямую законодательства, как такового. Например, после того, как из программы экзаменов убрали говорение, у миграционных органов возникают претензии к вузам, когда они слышат пришедших к ним мигрантов. Но какие могут быть вопросы, если тестовые задания пройдены успешно?
Опасения вызывают звучащие в последнее время призывы отменить экзамены, как таковые. Подобное решение может иметь крайне негативные последствия, так как мигранты утратят важный стимул для изучения русского языка. Это будет противоречить самой идеологии государства в сфере миграционной политики и использования языка как инструмента мягкой силы.
Больше мнений экспертов читайте здесь
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter