07  Февраля  2023,  Вторник
/ Технологии / Цифровые сервисы помогут отсечь от мигрантов рынок теневых посредников
Цифровые сервисы помогут отсечь от мигрантов рынок теневых посредников

Продолжая освещать тему цифровизации миграционных процессов «МЕДИА-МИГ» побеседовал с разработчиками профильных IT-решений.

В России появилось приложение, которое упростило жизнь иностранным гражданам. С его помощью можно искать работу и платить налоги. Пока сервис функционирует в тестовом режиме, но в ближайшее время планируется официальный запуск. Об этом рассказал директор по маркетингу приложения Мигрант Сервис Александр Торопков:

Мигранты во время тестирование на знание русского языка в миграционном центре
Мигранты во время тестирование на знание русского языка в миграционном центре © Петр Кассин / Коммерсантъ

— Основная цель проекта — собрать в одном месте все необходимые сервисы для интеграции, адаптации и комфортной жизни иностранных граждан в России. К ним относятся: прямая запись и оплата услуг миграционных центров без посредников, поиск работы от прямых работодателей, мест размещения от их владельцев, оплата налога в РФ и услуг на родине, денежные переводы и многое другое.

С помощью сервиса можно записаться на подачу документов, можно тут же отслеживать готовность патента, но самое главное — вовремя его продлевать.

— В приложении предусмотрены напоминания о внесении ежемесячного платежа для удобства пользователей: за 14/7/3/дня, а также в день оплаты. Мы заботимся о том, чтобы все иностранные граждане вовремя продлевали патент, избегая тем самым проблем с законодательством, — отметил Александр Торопков.

Мигрант Сервис запустили два года назад в тестовом режиме, а год назад достигли «боевой» готовности. За это время порядка 1,5 миллиона пользователей получили через приложение свои патенты: без переплат со значительной экономией времени.

цифра

1 500 000пользователей получили через приложение Мигрант Сервис свои патенты

Отдельная вкладка содержит данные по актуальным вакансиям с лучшими условиями труда от проверенных и крупных работодателей, таких как: Ozon, Яндекс, Delivery.

— Есть варианты с разными типами занятости: частичной, с фиксированным графиком или вахтовым методом. Уверены, что любой человек сможет найти себе работу. Внутри приложения можно отправлять деньги своим родным без комиссии по номеру телефона или номеру карты. Таким образом, устранены все «боли» мигрантов: подача/выдача документов, легальное нахождение на территории другой страны, работа и финансовый вопрос, — добавили в компании.

Проект также имеет телеграм-канал, освещающий наиболее важные для иностранных граждан события и распространяющий полезную информацию.

Ассортимент решений

На сегодняшний день аналогов приложения нет — по крайней мере, на официальном уровне, уверены в компании-разработчике KR Digital. Ранее они создали сайт для Роскачества, участвовали в проектах Минприроды, сотрудничали с Мособлгазом. В планах авторов проекта — расширить аудиторию Мигрант Сервис.

Среди известных приложений для иностранных граждан можно назвать M-Help (для рабочих и студентов) и «iMigrant» — помощник на родном языке пользователя (узбекский, таджикский и русский) позволяет проверить запрет на въезд в Россию и получить юридическую помощь. Минус в том, что скачать его можно только на Android.

Из государственных проектов действует «Работа без границ» — международная система на территории стран ЕАЭС с 500 тысяч вакансий и более 2 миллионов резюме.

В ЕЭК ранее заявляли, что рассматривают возможность интеграции различных сервисов, чтобы не создавать что-то новое, а использовать то, что уже отлично работает, например, получение услуг по оформлению ИНН, проверки по чёрному списку. Однако на данный момент все это — только в планах.

— Если «Работа без границ» сможет интегрировать сторонние сервисы, не нужно будет годами что-то изобретать, и это очень сильно упростит жизнь мигрантам. Для страны — тоже огромный плюс. В Россию будут приезжать более подготовленные мигранты, которые заранее смогут изучить все вопросы через приложения, — уверен директор института новейших государств Алексей Мартынов.

Преимущества коммерческого подхода

Особое место среди цифровых сервисов занимает «IT-АКСИОМА», предназначенная для взаимодействия вузов, уполномоченных экзаменовать и тестировать иностранных граждан, с экзаменационными площадками по всей России.

Как пояснил «МЕДИА-МИГ» заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Аксиома» Вадим Деянышев, коммерческие разработки ориентированы на клиента, не ограничены жёсткими функциональными границами и оперативны в выявлении и устранении проблем:

— Как создаются цифровые системы для органов исполнительной власти? Строго в рамках полномочий. Выполнение других функций рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств. ФОИВ следует процедуре исполнения бюджетного цикла в рамках 44 ФЗ, что включает конкурсные процедуры, НИР, ОКР, создание опытного образца, проведение опытной эксплуатации, формирование ТЗ на доработку по результатам опытной эксплуатации. Далее — аттестация, сертификация, ФСТЭК и прочее.

Сделав ставку на вложение средств компании в цифровые разработки, АО «Аксиома» создала систему сквозного контроля порядка проведения тестирования, действий тестора и экзаменуемого.

Система обеспечивает строгий учёт, контроль движения и защищённое хранение результатов проведения экзамена, включая материалы видеофиксации. Особый акцент разработчики сделали на соблюдении норм защиты персональных данных.

комментарий

Новация позволила компании занять лидирующие позиции на рынке услуг, заключить договоры с ведущими уполномоченными организациями, провести обстоятельное тестирование системы на базе локальных экзаменационных площадок во всех федеральных округах РФ и сформировать наиболее полную и достоверную базу экзаменационных архивов.

Вадим Деянышев,
заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Аксиома»

Сегодня программа отвечает и интенсивной динамике реформирования миграционного законодательства. Так, проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» предлагает утвердить с 1 марта 2023 г. полную видеозапись проведения экзамена — не менее 80-90 минут.

— Наша информационная система готова к выполнению этих требований. Все уполномоченные организации могут использовать ее в качестве цифрового архива. Мы готовы провести необходимую модернизацию для преставления данных заинтересованным органам власти вплоть до формата видов сведений СМЭВ 3 или витрины данных СМЭВ 4 — заявил Вадим Деянышев.

Коммерческие информационные системы с развитой инфраструктурой и бизнес логикой могут стать весьма полезны в управлении сложными миграционными процессами и проведения цифровизации в рамках частно-государственного партнерства.

Предлагая действующие решения, отработанные в условиях рынка на повышение качества и прозрачности услуг, исключение недобросовестных компаний и коррупционных схем, они позволяют избежать избыточных затрат на аналоговые разработки. Кроме того, в отсутствии формализованных границ подобные системы открывают возможности для бесконечного преобразования и внедрения новых сервисов.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter