
По аналогии с принципом отрицания в диалектике Гегеля, отсутствие результата может быть частью эволюции, которая не сразу, но в будущем приведет к новым возможностям и переменам. Увы, в наши дни отсутствие результата уже можно расценивать как итог, а несостоявшееся событие может больше рассказать об общей картине, чем произошедшее.
Но в любом случае, ход решения общественно-значимых задач желательно объяснять публично, чтобы всем было ясно, почему в ответе стоит «ноль». Так, кажется, и выходит с предложениями по развитию миграционной политики, которые еще 20 марта на расширенном заседании МВД поручил подготовить президент РФ Владимир Путин.
По этому поводу президент отметил:
— Что необходимо сделать. Прежде всего, оперативно отладить все административные процедуры, связанные с миграцией, максимально перевести их в «цифру», сделать понятными, чёткими и доступными. Имею в виду получение гражданства, оформление вида на жительство, разрешения на работу и других документов.
Тогда же президент указал и на важнейшую проблему миграционной политики, которую языком информационных технологий можно назвать вопросом аппаратной совместимости:.
Ясно, что миграция в значительной степени связана и с экономическими категориями. То в Правительстве передавали её в экономический блок, то в МВД... Важно, чтобы и правоохранительная составляющая, и экономическая стыковались друг с другом, а для этого необходимо наладить, конечно, взаимодействие и понимание тех задач, которые имеются в этой сфере
Именно к преодолению всякой «несовместимости» призывал президент, когда несколько раз отмечал, что ждет именно общих решений, единых подходов и понимания результатов, которые совместно предстоит достичь кабмину, социально-экономическому блоку и силовикам. Было поручено отработать вопросы миграционной политики с регионами и к 1 июля представить комплексные предложения от Правительства, Совета Безопасности, Госсовета, МВД и других правоохранительных органов.
Сроки вышли
В назначенный срок новостей по предложениям не появилось. Они явно существуют, так как 16 мая премьер-министр РФ Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по миграционной политике. Там было заявлено, что правительство завершает разработку плана реализации утвержденной президентом Концепции государственной миграционной политики на 2023–2025 годы, а также законопроекта, регулирующего условия въезда, выезда и пребывания в России иностранцев.
Однако уже 19 мая на заседании Совета по национальным отношениям президент сообщил о работе специальной межведомственной группы, которая через полтора месяца должна была представить пути решения острых вопросов.
Так как в течение всего июля они не были озвучены, то можно ли считать поступившие предложения неудовлетворительными? На это обратил внимание не только Media-MIG.
Но показать ведомственную работу над ними следовало в любом случае. После так называемого «Марша мигрантов» внутриполитическая реальность требует четкой и внятной позиции по миграционной политике от всех органов, которые участвуют в ее реализации, а не только конкретных действий МВД. Именно сейчас отсутствие этих предложений в медиапространстве выглядит как неисполнение поручения президента. Это играет на обострение ситуации также, как и уход обсуждения реального положения дел в кулуарное пространство. А о примате открытости президент говорил еще в марте:
— Большая прозрачность административных процедур, безусловно, позволит обеспечить и более эффективный контроль за миграционной обстановкой в стране, что имеет принципиальное значение для национальной безопасности.
Сбои системы
Отсутствие внятных предложений — затянувшийся лаг системы Проблема в пресловутом аппаратном несоответствии, так как экономический и надзорный компоненты все еще не синхронизированы между собой для решения общих задач. Это проявляется по-разному. Например, дублирующими функциями, когда МВД не успевает наладить свою единую систему мониторинга миграции (весьма недешевую), а Минцифры уже предлагает собственный экспериментальный продукт, который также может требовать финансирования. Подобное происходит и на отдельных «цифровых» участках, например в сфере проведения экзаменов среди мигрантов, но там уже региональные власти бывают вынуждены принимать на себя надзорные функции в сфере образования.
Хорошо демонстрируют ситуацию и позиции губернаторов, у которых Media-MIG интересовался мнением об июльских предложениях — президент требовал проработки вопросов в регионах.
Особняком стоит Калужская область, законотворцы которой предлагают жесткие и очень спорные решения в борьбе за миграционный контроль и выходят на федеральный уровень.
Отметим, что системные несоответствия могут приводить и к появлению скрытых процессов, которые автоматически пытаются «исправлять» проблемы, но ведут только к еще большей нестабильности всей системы. Март отметился не только поручениями президента, но и большим числом публикаций антимигрансткой направленности. В весьма неоднозначном контексте была поднята тема получения мигрантами оружия и защиты своих ценностей на территории России. Уже сегодня в этом чувствуется отзвук будущих событий в Замоскворечье.
Неясные перспективы
Обеспечить совместимость компонентов мог бы «драйвер» общей стратегии действий, выработанной путем открытой дискуссии, например в комитете Госдумы по делам национальностей. Она состоялась буквально через несколько дней после заседания коллегии МВД. Напомним, что там предлагали внедрить в миграционную политику своеобразную «систему скидок» и наблюдалось тотальное отсутствие диалога между надзорными органами и организациями образования по вопросу интеграции приезжих в российское общество.
Монологи вместо диалога становятся характерной чертой российской миграционной политики. Именно этот симптом показывает, что, по сути, не выполняется главное поручение президента — наладить взаимодействие друг с другом. Диалог подразумевает ответственное взаимодействие всех компонентов системы, в том числе и со средствами массовой информации, которые также влияют на миграционную ситуацию. Поэтому Media-MIG находит странным ответ, пришедший в редакцию после запроса в Минцифры касательно предложений в рамках исполнения поручения президента Путина.
- Основной разработчик этих предложений — МВД России, поэтому вопросы об изменениях и дополнениях лучше тоже адресовать в данное ведомство, — такой ответ поступил от пресс-службы Минцифры.
Отметим, что ответ был дан анонимный, не на фирменном бланке ведомства. То есть подписаться под данным высказыванием в Минцифре желающих не нашлось. Значит и относиться к подобным умозаключениям следует соответствующим образом.
Чего ожидать дальше? На фоне несанкционированных шествий мигрантов и подогрева ситуации в подмосковных Котельниках ситуация обостряется. Поэтому хочется верить, что новая Концепция государственной миграционной политики действительно станет плодом именно коллективных усилий, а не лобби и PR отдельных структур, например, того же МВД.
Однако, пока о слаженности работы правительственных структур и региональных властей приходится только мечтать.