
Прошедший в Общественной палате РФ 24 мая круглый стол «Модели цифровизации образовательных процедур для иностранных граждан: современные подходы к социальной и культурной адаптации» продолжил серию экспертных обсуждений тех IT-систем, которые могут уже сегодня послужить качеству и контролю различных форм языкового тестирования. Media-MIG выступил информационным партнером мероприятия и провел анализ ключевых выступлений участников.
По своему содержанию майские дебаты проходили в практической плоскости, что обусловила как заданная тематика, так и произошедшие две недели назад изменения в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Указ Президента России N 342 от 12 мая 2023 г. утвердил основополагающие уточнения и дополнения в положениях документа. В этой связи открывавший круглый стол первый зампредседателя Совета Ассамблеи народов России, председатель Общественного совета ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» Владимир Зорин предложил сделать акцент именно на способах решения задач в части социокультурной адаптации иностранных граждан на территории России.
Между экспертами и статистами
Первыми о своих разработках рассказали ведущие ВУЗы, которые специализируются на продвижении русского языка за рубежом, а также уполномочены проводить экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации среди мигрантов.
Директор Центра лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Елена Шиманюк привела статистику по использованию вузовской разработки «Русский тест» при проведении дистанционного тестирования иностранных граждан. По ее мнению, платформа готова к внедрению в качестве единого цифрового портала.
Однако, помимо более чем скромной статистики «Русского теста» (38 тыс. тестирований), ограниченным представляется и ее функционал, включающий агрегатор записи иностранных граждан, результатов сессий и данных о выдаче сертификатах.
Заложенный в платформу в 2017-2019 гг. ресурс не отвечает объемам миллионной трудовой миграции в Россию, не позволяет полностью контролировать процесс проведения экзамена, не предполагает жесткой идентификации тестора, что оставляет значительное пространство для нарушений.
Своим опытом поделились также представители Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Директор Международного центра дистанционного обучения «Цифровой подготовительный факультет» Шахноза Султанова рассказала о решениях, внедренных после начала пандемии COVID-19 и получивших успешное развитие в части дистанционного обучения и тестирования иностранных студентов. На этой базе университет предлагает расширять цифровую среду, интегрировав образовательные практики, в том числе для трудовых мигрантов, с такими порталами как Госуслуги или будущий Реестр работодателей.
Особенно выделим тезис Султановой о значительной разнице в мотивации и успешности между теми иностранцами, кто изучает русский язык с целью получения сертификата и теми, кто учится для собственного удовольствия. Наблюдение недвусмысленно звучит в контексте огненной мартовской инициативы МВД России по замене неэффективного комплексного экзамена социокультурной адаптацией трудовых мигрантов после въезда в РФ.
Для отдельных участников круглого стола упоминание этой инициативы оказалось большой новостью. Как вышло, что отмена требований к знанию русского языка для трудовых мигрантов, вообще попала в повестку, с возмущением интересовался профессор кафедры русского и иностранных языков Московской академии Следственного комитета Сергей Мурашко.
Позволим небольшое отступление и заметим, что почти одновременно в тот же день общую осведомленность о миграционной политике РФ продемонстрировал и глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, заявивший в ходе правительственного часа в Госдуме, что Таджикистан и Узбекистан входят в ЕЭАС, что не соответствует действительности. Напомним, что замруководителя ФАДН Станислав Бедкин является одним из активных критиков комплексного экзамена за его неэффективность.
По скромному мнению, Media-MIG, такой контраст в понимании миграционных проблем между научным сообществом и отдельными (а может даже и не отдельными) видными чиновниками указывает не просто на случайность.
Ситуация в очередной раз ставит проблему реальных инициатив и решений, внедряемых энтузиастами при инертности бюрократического аппарата.
Цифровой архив экзаменационных данных интересен ФСБ
Во втором условном блоке круглого стола обсуждались казусы правоприменительной практики, также связанные с вопросами контроля и цифровизации образовательных услуг.
Позицию надзорных ведомств выразил президент благотворительного фонда «Наши соотечественники» Владлен Гоциридзе, рассказавший об инициативе МВД России по «миграционному сбору». Средства могут пойти на образовательную деятельность среди иностранных граждан.
С предложением отделить процесс обучения иностранных граждан на базе уполномоченных ВУЗов от процесса образовательного экзаменационного контроля на базе ФГУП «ПВС» МВД России выступил доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Михаил Бурда. Правильный подход. Осталось выбрать период для его внедрения между очередными коррупционными историями в филиалах сервиса.
Профессор Института русского языка РУДН, доктор юридических наук Людмила Букалерова указала на конкуренцию административной и уголовной ответственности в отношении иностранных граждан, нарушающих законодательство РФ.
По убеждению учёного, оставляя пласт подобных дел на усмотрение надзорных органов, система порождает коррупцию.
Дискуссию поддержал первый заместитель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Михаил Аничкин, который отметил, что исполнение отдельных законов действительно зачастую инструктивно не прописано.

Аналогичный вывод сделал консультант по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации ООО «ГЛК-система» Ислам Кочесоков. Доклад эксперта охватил примеры уголовных дел в отношении работников уполномоченных вузов, совершивших правонарушения при проведении комплексного экзамена, которые на самом деле подпадают под действие КоАП. Коррупция, распространение криминальных схем, искажение правоприменительной практики — все это последствия технически отсталого контроля на участке образовательных процедур для иностранных граждан.
Решением Кочесоков назвал полную видеозапись всего процесса экзамена и защищенное хранение данных со свободным доступом для всех надзорных органов, включая МВД России, ФСБ России, Рособрнадзор. Это позволит следить за соблюдением требований, четко отделяя административные нарушения от уголовных. Такой цифровой архив уже создан российскими разработчиками как часть информационной системы IT-Аксиома и успешно используется уполномоченными ВУЗами.
Выступление Кочесокова поддержал замначальника Оперативного управления ФСБ России, который отметил, что централизованная цифровая база имеет и более глобальное значение для раскрытия преступлений не только по ст. 322.1 УК РФ, но и других видов преступлений, поскольку таких данных очень не хватает.
В разрезе миграционной политики
Все предложенные решения и тезисы резюмировал заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Аксиома» Вадим Деянышев.
В первую очередь он обратил внимание на недостатки дистанционного проведения экзамена. Формат стал решением в период локдауна, однако контроль процесса возможно обеспечить исключительно при очном присутствии как тестера, так и иностранца в одном классе.
Критически Деянышев отнесся и к идее переложить финансовые издержки в части проведения экзамена на государство, а именно — на коммерческий сервис МВД России. Он твердо выступил за развитие коммерческих информационных систем, к которым относятся и вузовские, созданные на собственные заработанные средства организаций.
Главными точками контроля эксперт назвал доступ к информационной системе проведения экзамена через ЭЦП тестера, которая при каждом подключении напоминает работнику, что его личность четко верифицирована и понесет всю полноту ответственности за нарушения формы и порядка проведения экзамена.
Также важна передача материалов заинтересованным государственным органам через СМЭВ. Эти, как и многие другие нюансы, учтены в IT-Аксиома, рабочий доступ в которую, как подчеркнул Деянышев, для всех заинтересованных государственных органов и уполномоченных ВУЗов компания предоставляет безвозмездно.
Подводя итоги круглого стола, вновь обратимся к Указу Президента России N 342 от 12 мая 2023 г. и рассмотрим, как озвученные на мероприятии решения соотносятся с новыми пунктами документа в части внешней трудовой миграции.
Пункт 22 Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников и иных лиц, являются: | Цифровое решение на участке комплексного экзамена | |
е | увеличение масштабов организованного привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации, обеспечение возможности изменения цели въезда в Российскую Федерацию без выезда за ее пределы, в случае если для въезда в Российскую Федерацию необходимо наличие визы. | При организованном привлечении ИРС на реестровой основе (иностранный рабочий — российский работодатель) видеозапись проведения экзамена станет важной точкой контроля на этапе сбора мигрантом документов (сертификат), необходимых для получения патента на работу. |
ж | создание информационной инфраструктуры государственного управления в сфере миграции, обеспечивающей эффективное регулирование миграционных потоков на основе широкого внедрения информационных технологий при осуществлении государственного контроля и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, в том числе трудовой. | Единая межвузовская база экзаменационных архивов является неотъемлемой частью такой информационной инфраструктуры, служа как госконтролю, так и упрощению предоставления госуслуг. |
Пункт 23 Основными направлениями миграционной политики в области содействия адаптации иностранных граждан являются: | ||
а | создание для адаптации иностранных граждан и их несовершеннолетних детей условий, способствующих: — успешному освоению ими русского языка; — усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают; — формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры; — приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям; | — укрепление контроля на участке проведения комплексного экзамена усилит значение реального владения русским языком и послужит мотивацией к его изучению в странах-исхода мигрантов, в целом повышая усвоение норм поведения, правовой культуры и традиционных ценностей РФ; — прозрачность проведения комплексного экзамена снизит вероятность внедрения мошеннических схем и вовлечения в них иностранных граждан; — образовательное сопровождение миграционных процессов можно использовать в целях формирования объективного восприятия России за рубежом и укрепления позиций в мировом информационном пространстве за счет повышения востребованности инструктивных, просветительских, обучающих материалов для всех категорий потенциальных мигрантов в Россию. — развитие контролирующих цифровых решений на основе государственно-частного партнерства усилит информационный обмен между всеми участниками миграционных отношений и укрепит экспертное понимание взаимосвязей между государственными целями и практическими решениями |
б | принятие мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, их социальной исключенности, маргинализации и пространственной сегрегации; | |
в | продвижение русского языка и популяризация русской культуры за рубежом, прежде всего в странах, с которыми Российской Федерацией заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан; | |
г | формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан; | |
д | обеспечение равного доступа иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, к государственным и муниципальным услугам; | |
е | совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами в целях содействия адаптации иностранных граждан и членов их семей, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ; | |
Пункт 24 Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются: | ||
д | повышение интереса активной иностранной молодежи к российскому образованию и изучению русского языка, в том числе за рубежом, и обеспечение доступности соответствующих услуг. | Жесткое соблюдение образовательных требований к пребывающим в России иностранным гражданам станет фактором повышения общего уровня трудовой миграции и создаст предпосылки для ее смычки с миграцией образовательной |
Пункт 25 Основными направлениями миграционной политики в области создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития Российской Федерации являются: | ||
г | проведение мониторинга и всесторонней оценки потребности российского рынка труда в рабочей силе (по субъектам Российской Федерации, отраслям и предприятиям), в том числе по профессионально-квалификационному составу; | Развитие единой межвузовской базы данных о проведении экзаменов (уровень патент) позволит создать точки сбора сведений о работодателях, нанимающих ИРС, в географическом и отраслевом разрезах. Это может внести вклад в расчет и прогнозирование реальных потребностей российской экономики в ИРС. |
д | ведение единой системы мониторинга и учета информации в сфере миграции, оптимизации учета сведений об иностранных гражданах и оказываемых им услугах. | |
Пункт 26 Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, являются: | ||
з | совершенствование административных процедур в сфере миграции (в том числе использование формата многофункциональных центров, перевод государственных и муниципальных услуг в сфере миграции в электронный формат, внедрение электронных форм взаимодействия получателей государственных и муниципальных услуг с предоставляющими их органами и организациями, использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», мобильных приложений и иных организационных и технических решений) и обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в целях. | — сквозной контроль процесса проведения экзамена, поведения тестера и иностранного гражданина сокращает «слепые зоны» для мошеннических манипуляций, упрощает легальное прохождение экзамена и получение сертификата, а также позволяет собирать биометрические данные (запись внешности и голоса), необходимые для повышения раскрываемости преступлений в целом; — сокращается поле возможностей для предоставления мигрантам образовательных услуг со стороны посредников, что сузит круг теневых контактов с землячествами, исключая сценарий постепенной обособленности и маргинализации мигрантов |
о | создание условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории Российской Федерации только лиц, законно находящихся на ее территории; | |
п | противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов. |
В заключении выскажем следующее.
Контроль проведения комплексного экзамена всегда имел стратегическое значение, а с 2015 г., когда требование охватило миллионы приезжающих на заработки в Россию иностранных граждан, без сомнения стал сердцем миграционной политики. Отсутствие сводных данных за более чем 7 лет применения этой практики объяснить можно разве что масонским заговором. Впрочем, примеров безразличия к управлению миграционными процессами немало и в иных сферах.

Сегодня цена подобной халатности критична.
Как показал круглый стол, разрозненные подходы к внедрению цифровых решений в сфере проведения экзаменов среди иностранных граждан на первом этапе создают условия для коррупционных схем, деградации надзорной системы, усиления межнациональной напряженности.
Международная миграция на данном участке до сих пор не отражена в Big Data, что лишает госорганы значимого сектора базы знаний, необходимой для работы Межведомственной комиссии Совбеза РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики.
Растут и глобальные риски. Как показывают все новые «сезоны» русофобии, в продвижении гуманитарного влияния государству важно использовать процессы, которые обусловлены естественным историческим развитием, в которых изначально заложена мотивация для культурного сближения широких масс населения. Таким процессом является трудовая и образовательная миграция.
Объективные экономические, социальные, экологические факторы позволяют продвигать русский язык в постсоветских республиках, как условие долговременного пребывания иностранца в России и доступа ко всем благам.
Однако при формальном контроле образовательных требований в собственной стране сформировать такой запрос в странах исхода мигрантов невозможно.
Тем более странно, что вместо конкретного решения по программному обеспечению, которое несколько лет работает в русле развития Концепции миграционной политики, на межведомственном уровне продолжаются теоретизирование и споры о всевозможных сложностях, доходящие до готовности пожертвовать русским языком ради простоты и удобства.
По итогам прошедших экспертных заседаний подготовлены подробные рекомендации для органов государственной власти. Media-MIG выражает уверенность, что это станет отправной точкой к реальному решению части накопивших в миграционной политике проблем.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter