IT-решениявыбор редакции
Суперсервису «Образование в РФ для иностранцев» предстоит сдать итоговый экзамен

Портал два года жил в опытном режиме, а теперь готовится к аттестации, но реальному запуску могут помешать бесконечные модернизации так пока и не запущенной системы и прочие пробуксовки с вводом в эксплуатацию.

Олег Будников
© : Александр Миридонов/Коммерсантъ

В российских вузах завершилась приемная кампания. Число иностранных абитуриентов сильно выросло — поступили свыше 17 тыс. человек, что на 3,5 тыс. больше, чем в 2022 году. Для упрощения подачи документов Россотрудничество в 2021 году запустило сервис «Образование в Российской Федерации для иностранцев» (ГИС ОРФИ). Задумывалось, что формат единого окна обеспечит полное сопровождение зарубежного гражданина — от заявки на поступление до миграционных процедур. ГИС ОРФИ должен был стать одним из так называемых «суперсервисов», которые интегрируются с Госуслугами, частью межведомственного информационного хаба и упоминался в перечне порталов программы цифровой трансформации на 2021-2023 гг.

Сейчас он все еще работает в опытном режиме и не связан с большими цифровыми экосистемами.

И если перспективы использования подобных суперсервисов озвучивают на федеральном уровне, то ГИС ОРФИ почти исчез из новостной повестки. Media-MIG прояснил текущее состояние суперсервиса — правительственную квоту для иностранных абитуриентов расширяют каждый год и уже через семь лет она может достигнуть 435 тыс., поэтому без удобного цифрового инструмента приемным комиссиям 2030 года будет не обойтись.

Два вопроса в билете

Необходимость такой технологии озвучили еще в 2019 году, утвердив список суперсервисов на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию. Россотрудничество отмечает, что были сформулированы две основные проблемные предпосылки для разработки ГИС ОРФИ:

  1. Слабая организация информирования иностранцев о возможностях российского образования, профориентационной и разъяснительной работы на этапе выбора кандидатами образовательных организаций, в том числе на их родном языке.
  2. Отсутствие единой унифицированной и прозрачной системы отбора иностранных граждан, в том числе в части межведомственного взаимодействия, приводящие к низкой оперативности, высоким финансовым издержкам подачи документов, длительному получению информации о результатах прохождения отбора. Кандидат был вынужден лично обращаться в представительства Россотрудничества и диппредставительства РФ, зачастую, преодолевая большие расстояния.

Проблемы предложили решать путем автоматизации процессов привлечения иностранных кандидатов в российские образовательные организации. Однако в тот момент на территории РФ функционировали только коммерческие сервисы по подбору образовательных программ, выступающие в качестве посредника между иностранцами и организациями образования. Целью таких сервисов является максимизация прибыли за счет привлечения иностранцев на коммерческие места, в результате чего кандидаты зачастую не имели информации о возможности бесплатного обучения в России.

Разработкой ГИС ОРФИ занялись несколько организаций:

  • ООО «ИБС Экспертиза»;
  • ООО «Омега»;
  • ЗАО «КРОК инкорпорейтед»;
  • ООО «Бюджетные и Финансовые Технологии».

Портал полноценно заработал уже в начале 2021 года. Затраты на его создание составили 615 млн руб. Техническая поддержка ГИС ОРФИ осуществляется силами Управления информационных технологий Россотрудничества. Помимо электронной подачи документов через ГИС ОРФИ абитуриенты сохраняют возможность напрямую обращаться в образовательную организацию. Но в ведомстве кроме оперативной работы сервиса отмечают, что их система полностью защищает данные кандидатов.

Промежуточная оценка

Сейчас с суперсевисом связаны 476 российских образовательных организаций, принимающих иностранных абитуриентов в рамках правительственной квоты. По данным Россотрудничества, с момента запуска ГИС ОРФИ через него подали документы более 156 тыс. иностранцев. В 2021 г. — 49,5 тыc. в 2022 г. — 48 тыс.

В текущей приемной кампании участие приняли свыше 58 тыс. абитуриентов.

Чаще всего документы приходят из Афганистана, но в десятке стран по числу присланных заявок находятся еще и Таджикистан, Сирия, Узбекистан, Туркменистан, Китай, Мали, Белоруссия, Казахстан и Ирак.

За границей информирование о работе суперсервиса происходит через СМИ и социальные сети представительств Россотрудничества. Ведомство сообщает о налаженной обратной связи с абитуриентами через телеграм-каналы и привлечении местных блогеров, рассказывающих о возможностях поступить в российские вузы. Презентации обучения проводятся в местных образовательных организациях, а работу ГИС ОРФИ демонстрируют на образовательных выставках.

Итоговый экзамен в 2024 году

В Россотрудничестве озвучили приоритетные направления, которые определяют будущую модернизацию суперсервиса. Их можно свести к трем основным целям:

  • цифровизация процессов приема иностранных граждан в российских образовательных и научных организациях, их сопровождение в процессе обучения и последующего трудоустройства в клиентоцентричном фокусе;
  • повышение престижности получения российского среднего профессионального и высшего образования;
  • существенное сокращение транзакционных издержек за счет автоматизации взаимодействия с иностранными гражданами.

Увы, на сегодняшний день ГИС ОРФИ не встроена в российские цифровые экосистемы. Интеграция с «Единым информационным ресурсом регистрационного и миграционного учетов» ЕИР РМУ (ГИСМУ-2) не осуществляется, поэтому заявленное миграционное сопровождение абитуриентов остается под вопросом. Но в Россотрудничестве подтверждают планы на взаимодействие, что потребует модернизации суперсервиса, а значит и новых бюджетных вливаний.

Сейчас ГИС ОРФИ связана только с «Информационно-аналитической системой формирования и распределения квоты приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в РФ» (ИАС ФРКП).

Первый этап отборочных испытаний (подача документов) проходит в системе ГИС ОРФИ, второй этап (распределение в образовательные организации) проводит Минобрнауки совместно с образовательными организациями уже в системе ИАС ФРКП.

Суперсервис до сих пор функционирует в режиме опытной эксплуатации. В Россотрудничестве это объяснили процессом перехода системы на Единую цифровую платформу Российской Федерации (ЕЦП «ГосТех»). Согласно требованиям к порядку создания, развития, ввода/вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации (утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676), ГИС ОРФИ должна пройти аттестационные мероприятия и получить заключение о соответствии требованиям. По результатам перехода на ЕЦП «ГосТех» и выполнения всех нормативных процедур система будет введена в эксплуатацию. Как заметили в Россотрудничестве, сейчас функциональных ограничений на работу кандидатов с системой не установлено.

Планируемый срок начала полноценной работы ГИС «ОРФИ» с учетом доработки системы под ЕЦП «ГосТех» и последующих аттестационных мероприятий — третий квартал 2024 года. В этом же году запланирована интеграция суперсервиса с Госуслугами.

Однако и проблемы у реализации таких проектов аналогичные, и чаще всего связаны не с технологией, а идеологией применения. Разработки всевозможных порталов с возможностью унификации на уровне ответственных ведомств явно пока недостаточно, ведь так и не предложен вектор дальнейших изменений во всей отрасли. В таком контексте будущий год должен стать ключевым не только для ГИС ОРФИ, а для всей миграционной политики с ее прикладной цифровой реализацией.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ IT-решения / Суперсервису «Образование в РФ для иностранцев» предстоит сдать итоговый экзамен