В последнее время появились различные приложения и программы, которые должны облегчить жизнь мигрантам и их работодателям, с трудом, но вводят новые глобальные учетные системы. Однако проблемы в обсуждаемой отрасли возникают даже с получением стандартных услуг. Например, законная процедура привлечения сотрудников из визовых стран пока создает впечатление навязчивой игры в угадайку.
Анна Федоровна, неужели в России до сих пор нет понятного порядка действий для работодателя, который планирует трудоустроить специалистов из визовых стран?
— Алгоритм найма граждан из визовых стран на работу есть, но он нигде не описан. МВД через свои сайты сообщает только о необходимых документах, соответствующих его собственному регламенту. Но подробного объяснения, описывающего как вся процедура происходит, на порталах ведомства нет. Как раз самой большой сложностью является само отсутствие информации. О необходимости разместить вакансию за месяц до обращения с заявлением о выдаче разрешения на привлечение иностранного работника вообще мало кто знает, а в интернете об этом нет подробной информации.
Как же этот процесс устроен на практике?
— Он затрагивает нормативно-правовые акты Минтруда. Перед тем как оформить вызов иностранного гражданина из визового государства на работу, необходимо вывесить эту вакансию с той же заработной платой, которую работодатель намерен платить иностранному гражданину. Делается это для соблюдения прав граждан РФ, которые могут претендовать на вакансию.
Не менее одного месяца она должна провисеть на портале Минтруда «Работа в России». Если по истечению срока на эту должность не устроился никто из граждан России, то оформляется разрешение на привлечение иностранного работника. Еще ровно месяц его рассматривает МВД — также отслеживает на предмет нарушений прав граждан, проверяет сколько «висела» вакансия. Затем выдается разрешение на привлечение иностранного работника и тогда работодатель уже может обратиться за выдачей визы и приглашением на въезд. Далее работник приезжает в Россию, проходит медицинскую комиссию, дактилоскопирование, фотографирование, получает разрешение и устраивается на работу.
Что же чаще всего вызывает затруднение у российских работодателей? Можно ли им дать совет для экономии времени на повторных обращениях?
— Практика показывает, что необходимо изучить информацию на сайте МВД и пройти личную консультацию в отделе по вопросам трудовой миграции. Представитель юридического лица приходит и получает талон, отстаивает очередь. После вызова инспектор, если нет вообще никаких документов, выдает бланки и рассказывает пошагово процедуру.
Чаще всего вопросы вызывает оформление сотрудников в штат — каким образом оформляются трудовые договора с ними, есть ли разница в подходах с гражданами визовых и безвизовых стран. Если касаться процедуры, то сложности у работодателей еще и в том, что не все документы размещены на сайте МВД. Например, собирается в полном соответствии с административным регламентом пакет, работодатель приезжает на первичную консультацию его подавать, а инспектор запрашивает что-то новое, чего вообще нигде нет. За один раз работодатель или его представитель не могут подать документы, потому что на сайте есть не все формы, бланки и документы, а некоторые из них можно получить только у инспектора.
В чем проблема государственных порталов и сервисов? Что требуется улучшить?
— Должен быть единый сервис для работодателей или раздел на портале «Работа в России», где им предоставлялась бы актуальная, полная и достоверная информация о том, в каком порядке действовать перед тем как привлекать на работу иностранного гражданина. В настоящее время информация в интернете разнится и самая большая проблема — это Госуслуги. В карточке описания любой государственной услуги указаны только выдержки из регламента, которые обычному гражданину или представителю работодателя просто не понять ввиду отсутствия практики и опыта. Некоторые карточки содержат недействительные бланки, которые не соответствуют данной государственной услуге. Эта проблема до сих пор существует. Например «Миграционный учет иностранных граждан» содержит бланк регистрации по месту жительства и образец, а это совсем другая услуга!
Раздел на «Работе в России» с алгоритмом для работодателей нужен и потому, что не каждый пользуется Госуслугами в статусе юридического лица. Этот портал больше направлен на работу с физическими лицами и не очень удобен для работодателей. Не все имеют цифровую электронную подпись, чтобы им пользоваться. Также слишком много дополнительных сайтов. Это общий портал Госуслуг, есть портал МФЦ, портал «Работа в России», на них разная информации. Работодателям тяжело разобраться в этом всем многообразии, а четкого алгоритма действий нет ни на одном портале. Было бы здорово, если бы ГУ МВД на своём портале разместило его.
Не выходит ли, что методически подход работы МВД отличается от упраздненной ФМС? Может быть, получать информацию от ведомства сложнее из-за его принципиально надзорной специфики?
— Среди правозащитников есть такое мнение — когда существовал ФМС, процедуры были проще. Было меньше требований, и эта служба не была сконцентрирована исключительно на правопорядке. МВД, в первую очередь, заботится именно о безопасности, а также о контроле за передвижениями, перемещениями. Поэтому проблемы с миграционным учетом и получением каких-либо документов могут быть связаны именно с этим. ФМС была ориентирована больше на людей, на иностранных граждан, на их проблемы.
Больше мнений экспертов читайте здесь
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter