05  Октября  2022,  Среда
Технологии / IT для Родины
IT для Родины

На протяжении августа 2022 г. спецоперацию российских войск на юго-востоке Украины сопровождают провокации и теракты, совершаемые диверсантами как в приграничных зонах, так и в центральных регионах РФ. Новую актуальность в этой связи приобретает тема контроля за пребыванием и перемещением иностранных граждан в пределах нашей страны. Межведомственному сотрудничеству на данном фронте с готовностью оказывает содействие частный сектор. В том числе безвозмездно.

30 августа 2022Михаил Дроздовский
Коллаж «МЕДИА-МИГ»

Темой недели в области IT-технологий стала корректировка цифровой трансформации ведомств в разрезе исполнения Указа Президента N 250 от 1 мая 2022 г. «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Первой новостью явилось намеченное Минцифры России на 2023 г. внедрение реестра недопустимых для госструктур и объектов критической информационной инфраструктуры нарушений кибербезопасности. Высокую уязвимость данных объектов выявили весенние хакерские атаки, последовавшие за началом спецоперации российских войск на территории Украины.

Разработка реестра, по сообщениям СМИ, существенно осложняется абстрактными представлениями о цифровых угрозах, что красноречиво характеризует общее понимание целей и задач цифровизации. Самый страшный сценарий пока лежит на поверхности — это взлом официальных сайтов госорганов и распространение через них ложной информации. Об утечках данных упоминается вскользь.

Недооценка подобных рисков наблюдается и в сфере управления миграционными процессами. Интеграционные разрывы и манипулирование базами данных порождает такие факты, как повторный въезд в РФ мигрантов, ранее депортированных за преступления, а также массовые нарушения при постановке иностранцев на миграционный учет, прохождении ими медицинского освидетельствования и экзаменов на установление образовательного уровня.

Сценарии формального тестирования и сертификации мигрантов, а также примеры халатного отношения к документированию данных процедур на уровне как уполномоченных вузов, так и профильных Министерств, «МЕДИА-МИГ» неоднократно описывал в своих материалах. Наша редакция обращала внимание на недостаточную защищенность материалов проведения экзаменов среди иностранных граждан, содержащих стратегические сведения о миграционных процессах в России, на свободный доступ к этим материалам иностранных акторов, а также на отсутствие вменяемой сводной статистики на данном участке управления миграционными процессами и ее системного изучения.

Второй новостью от Минцифры России стал прогноз более чем о троекратном, свыше 650 млрд руб., увеличении расходов госсектора по статьям закупок российского программного обеспечения.

В этой связи Министерство подготовило проект Постановления о внесении изменений в «Положение о ведомственных программах цифровой трансформации». Авторы документа предлагают ряд административных и финансовых послаблений, открывающих министерствам и подведомственным службам широкое пространство для маневров по направлению цифровизации. Главная идея — возможность оперативного перераспределения средств на приобретение дефицитной материально-технической базы.

С учетом известных изменений на IT-рынке в условиях противостояния России со странами Запада эксперты предсказывают интенсивное финансирование разработок ПО в государственном секторе на ресурсах отраслевых госкорпораций. Частный сектор, по их мнению, проявит себя на этом фронте крайне ограниченно.

В сфере развития внешней миграции описанная тенденция может не оправдаться. На сегодняшний день цифрового звена, которое служит контролю миграционных процессов в плоскости государственного управления, образования и бизнеса не существует.

Действующие информационные системы содержат целый комплекс критичных пробелов, не позволяющих обеспечивать защиту и хранение постоянно нарастающего массива экзаменационных архивов. Эта проблема не только регулярно используется для оспаривания и критики государственного миграционного курса, но и фактически лишает госорганы значимого сектора базы знаний, необходимой для работы Межведомственной комиссии Совбеза РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики.

Важно понимать, что любое слабое звено в модели управления сложными процессами укрепляет антигосударственные тезисы. В данном случае — о необходимости отказаться от энергии международной человеческой мобильности, от инструмента продвижения «мягкой силы» и воспитания пророссийского приграничья, от уверенного взаимодействия с соседними странами. Проблема, которая может «подождать» в мирное время, в условиях обострения внешнеполитического конфликта со странами Запада и регулярных провокаций внутри страны совершенно недопустима.

Тем важнее, что готовое цифровое решение для оказания образовательных услуг мигрантам разработала команда российских IT-специалистов, представляющих частный сектор.

Автоматизированная информационная система хранения материалов тестирования по русскому языку как иностранному («АИС МТРКИ. IT-АКСИОМА») предназначена для взаимодействия вузов, уполномоченных экзаменовать и тестировать иностранных граждан, с экзаменационными площадками в масштабах всей России. Система обеспечивает учет материалов проведения экзаменов и присваивает им высокий уровень достоверности за счет использования технологии blockchain.

Основные преимущества «АИС МТРКИ» изложены в опубликованном пресс-релизе.

«МЕДИА-МИГ» в свою очередь дополнительно ознакомился с программными документами программного комплекса IT-АКСИОМА, составным модулем которого является «АИС МТРКИ».

Данный комплекс по техническому и концептуальному наполнению соответствует государственным целям расширения IT-инфраструктуры, способствующей общему развитию цифровой экономики РФ. Не вызывает сомнения то, что подобная разработка должна была появиться гораздо раньше, наделенная самым широким функционалом в качестве единой межвузовской системы и ориентированная на глобальные цели, как чисто аппаратные, так и социально-экономические:

  • Обеспечение цифрового инструментария для внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия и информационного обмена в сфере государственного управления миграционными процессами.
  • Создание аналитического массива показателей (Big Data) и информационно-аналитическое сопровождение органов государственной власти по теме совершенствования миграционной политики РФ.
  • Рост поступлений в бюджет РФ и ее субъектов за счет упрощения и доступности государственных услуг для иностранных граждан.
  • Сокращение возможностей для незаконной легализации и пребывания иностранных граждан на территории РФ.

Следует акцентировать внимание наших читателей на том факте, что лицензиар «АИС МТРКИ» уже предложил каждому из уполномоченных вузов использовать систему бесплатно на основе безвозмездного договора (оферты).

Таким образом, предложение избавляет университеты от необходимости содержания бумажных экзаменационных архивов, приобретения излишних технических мощностей и серверных пространств, открывая свободный доступ к инструменту реализации государственной миграционной политики. Не потребуется также привлечение дополнительных кадров и средств федерального бюджета на развитие и эксплуатацию системы.

При этом предложение полностью согласуется и со смыслом проекта Постановления Минцифры России, позволяя Минобрнауки России наравне с сокращением очередных запросов бюджетных ассигнований на разработку/доработку собственного ПО упростить и административные мероприятия, необходимые для проведения информатизации на одном из основных направлений работы.

Расширение сферы применения «АИС МТРКИ» в составе IT-АКСИОМА может стать важным событием в сфере управления внешней миграцией в России. «МЕДИА-МИГ» пристально следит за развитием ситуации и реакций уполномоченных органов на поступившее предложение.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter