Республика Татарстан — один из самых привлекательных для трудовых мигрантов регионов Российской Федерации. По официальным данным, число иностранных граждан составляет здесь более 14 тысяч. Власти активно проводят работу, связанную с ведением четкой статистики, интеграцией и адаптацией мигрантов. Продолжая цикл эксклюзивных материалов MEDIA-MIG о миграционной ситуации в регионах России глазами омбудсменов, корреспондент MEDIA-MIG пообщалась с Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан Сарией Сабурской и узнала, каков уровень ксенофобии по отношению к иностранным гражданам, а также какие существуют проекты и программы, направленные на оптимизацию миграционной политики и интеграцию мигрантов. 

— Как бы Вы охарактеризовали миграционную ситуацию в Республике Татарстан? В чем ее специфика? Есть ли какая-то статистика?

— В республике за 6 месяцев 2021 г. на миграционный учет по месту пребывания поставлено 93 342 иностранных гражданина (за 2019 г. — 324 163, за 2020 г. — 185 639). По состоянию на 1 июля 2021 г. количество иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в Республике Татарстан, т. е. с видом на жительство или с разрешением на временное проживание, составило 14 717 человек.

С 2019 г. наблюдается определенная тенденция по снижению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих по разрешениям на временное проживание (РВП) и по виду на жительство (ВНЖ). На 1 июля 2019 г. — 22 408 человека (9 666 — РВП, 12 742 — ВНЖ), на 1 июля 2020 г. — 18672 человека (6081 — РВП, 12591 — ВНЖ). В свою очередь за указанный период выросло число иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации: в 2019 г. — 175, в 2020 г. — 2504, а за 6 месяцев 2021 г. — 3900.

— Как текущая миграционная ситуация соотносится с состоянием рынка труда в республике? Есть ли почва для трудовых конфликтов?

— Наиболее распространенной целью прибытия иностранных граждан на территорию республики является их намерение заниматься трудовой деятельностью. Только за 6 месяцев текущего года оформлено 2 526 разрешений на работу (за 12 месяцев 2019 г. — 1353, за 12 месяцев 2020 г. — 2123). По сравнению с 2020 г. наблюдается увеличение числа оформленных патентов. Одновременно в Республике Татарстан на протяжении нескольких лет, как по методологии Международной организации труда, так и по регистрируемой безработице, уровень безработных граждан ниже, чем в целом по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (уровень безработицы по методологии МОТ за февраль–апрель 2021 г. в РТ — 2,8%, РФ — 5,6%; по уровню регистрируемой безработицы на 1 июля 2021 года в РФ — 1,6%, ПФО — 1,3%, РТ — 1,0%). Поэтому, считаю, что говорить о почве для трудовых конфликтов нельзя. 

— Какие особенности, тенденции в работе с мигрантами наблюдаются в регионе? 

— В своей работе во взаимодействии с институтами гражданского общества мы делаем акцент на том, что мигрант (трудовой мигрант), проживая в республике, должен органично адаптироваться ко всем аспектам общественной жизни. Об отдельных проблемах можно высказываться, оперируя оценочными суждениями.

— Есть ли в Татарстане проекты, программы, направленные на оптимизацию миграционной политики в республике?

— В целях содействия социально-экономическому и демографическому развитию Республики Татарстан за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, действует государственная программа Республики Татарстан «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019–2025 годы». 

Объем финансирования по 2022 г. составляет 9,7 млн рублей (3,2 млн руб. — бюджет РФ, 6,5 млн руб. — бюджет РТ). По данным УВМ МВД по Республике Татарстан, реализация Государственной программы (с 2018 г. по 31.12.2020 г.) позволила привлечь в республику 800 участников и 1181 члена семьи. Основными странами исхода указанных граждан являются Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия.

— Как Вы относитесь к предлагаемым МВД РФ изменениям в миграционном законодательстве?

— В настоящее время предлагаемые МВД России изменения вызывают широкие дискуссии. Но любые изменения в законодательстве в сфере соблюдения прав человека будут иметь разные точки зрения. В Перечне поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 гг. (утверждена Президентом РФ 06.03.2020 № Пр-469) отмечено, что

точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка.

Предложения МВД России подготавливаются с учетом Перечня поручений. В итоговом виде они должны быть направлены как на устранение ситуаций, препятствующих мигрантам органично проживать на территории РФ, так и на обеспечение необходимого уровня безопасности и правопорядка.

— Как Вы оцениваете уровень ксенофобии в регионе?

Выявление и пресечение ксенофобии является одной из задач, указанных в Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014–2021 гг. Мероприятия по ее решению последовательно выполняются заинтересованными ведомствами. 

Отсутствие ряда резонансных событий, свидетельствующих о нетерпимости большой группы людей к иностранным гражданам, позволяет, на мой взгляд, дать оценку об отсутствии высокого уровня ксенофобии в республике.

Вопросы задавала Александра Близнецова