Одна из заметных инфраструктурных проблем Мурманска — высокая плотность автомобильного движения и пробки на основных магистралях города. В летнее время это связано главным образом с масштабными ремонтными работами. Власти исправляют положение, однако результат не всегда виден горожанам, и причин тому в нынешнем году только прибавилось. Местные таксисты, когда заговариваешь с ними о трафике, говорят, что в последние месяцы загруженность на городских дорогах нередко создают автобусы, которые возят бригады иностранных рабочих из Белокаменки в Мурманск и обратно. Рядом с этим населенным пунктом продолжается возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) — при широком интернациональном участии. Поэтому главным пунктом назначения автобусных рейсов, по свидетельству очевидцев, является Мурманский областной наркологический диспансер, что на проспекте Героев-Североморцев. Здесь трудовые мигранты, в соответствии с законодательством Российской Федерации, сдают лабораторные анализы — справку с результатами они в дальнейшем присовокупят к пакету документов, необходимому для получения патента на работу.

И это все очень странно. Дело в том, что в 2020 г. как раз для разгрузки Мурманска власти приняли решение вывести массовые миграционные потоки за городскую черту, создав условия для оформления иностранных рабочих по месту трудоустройства, то есть непосредственно на территории Белокаменки. Специально для этого открыли филиал профильного ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России, который должен был значительно упростить весь процесс. Тем не менее прибывающие на ЦСКМС бригады из Узбекистана и Таджикистана до сих пор собирают отдельные документы в Мурманске.

По словам пожелавшего остаться неназванным источника MEDIA-MIG, в одной из крупных строительных компаний работодатели самостоятельно решают большинство проблем, возникающих при легализации нанятых иностранных граждан. Сюда включается подготовка страховок и переводов личных документов, а также организация прохождения медицинского освидетельствования и государственного комплексного экзамена на знание русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Оплачивая в филиале ФГУП «ПВС» комплексную услугу по оформлению патента, иностранный гражданин, а, вместе с ним — и его  работодатель затем проходят многодневный бюрократический квест. А филиал ФГУП «ПВС» оформляет только заявление для получения патента на работу в России.

По словам того же собеседника MEDIA-MIG, он, например, ожидает выхода из карантина 50 человек, составляющих две бригады из Узбекистана, но хорошо понимает, что их «патентирование» займет неопределенное время. Даты сдвигаются на 1–3 недели, поскольку на очереди в больницах уже стоят десятки иностранных рабочих, нанятых по запросам других строительных компаний. При этом по плану на 2021 г. компания собеседника собирается ввезти в Мурманск от 600 до 1000 нерезидентов. Возможна ли их нормальная легализация — непонятно. Тем более что из 30 отведенных законом на легализацию мигрантов дней половину они проводят в обсервации. То есть собственно на оформление остается не более двух недель.

Фото: © MEDIA-MIG/Дмитрий Смирнов

Источники MEDIA-MIG из другой компании подтверждают претензии к филиалу ФГУП «ПВС» и рассказывают, что рядом с Белокаменкой ФГУП «ПВС» выделили двухэтажное здание общей площадью 300 кв. м под размещение кабинетов для всех необходимых врачей и классов для языкового тестирования. В реальности же филиал использует менее 100 кв. м. Остальные комнаты пустуют, а работодатели сами организуют для иностранных рабочих посещение нарколога, а иногда и других врачей в Мурманске. Общее время в пути занимает более 2-х часов.

Сходная ситуация и с комплексным экзаменом. Если для групп по 100–150 человек филиал ФГУП «ПВС» организует в Белокаменке выездное тестирование силами частного посредника, то небольшие группы по 30–50 человек нужно по-прежнему возить в город. На постоянной основе офис не действует, поскольку других операторов миграционных услуг, обладающих кадровыми и техническими ресурсами, к нему не допускают. Как заявляет руководство филиала, здание, в соответствии с уставом ФГУП, является режимным объектом.

Собеседники корреспондента MEDIA-MIG для наглядности даже изобразили маркерами на флипчарте всю абсурдность сложившейся миграционной логистики: иностранные рабочие приземляются в аэропорту Мурманска и следуют во временную обсервацию на территории Белокаменки, затем едут в Мурманск к наркологу и обратно в Белокаменку, затем вновь в Мурманск — на комплексный экзамен и опять возвращаются в Белокаменку.

Несогласованность и спонтанность изменений, произошедших в миграционном сервисе, порождают у работодателей ощущение абсурда и даже какой-то безысходности. Хотя, казалось бы, после коронавирусных ограничений 2020 г. поставить девелоперов в тупик непросто. Как констатировал в разговоре с MEDIA-MIG еще один инсайдер, на сегодняшний день сложился целый перечень государственных услуг, которые мурманский филиал ФГУП «ПВС» не способен оказывать. При этом с 7 июня 2021 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые Владимир Путин утвердил 8 декабря прошлого года. Согласно принятым поправкам, проводить комплексный экзамен для иностранных граждан в России теперь могут только работники уполномоченных вузов в официальных офисах. Выездные сессии при участии посредников запрещены.

Обеспечить необходимые условия в Белокаменке так и не удосужились, а это означает, что скоро опять-таки в Мурманск на сдачу комплексного экзамена хлынет поток автобусов с трудовыми мигрантами. И это перспектива на ближайшие три года, в течение которых будет действовать перечень заявленных офисов.

По оценке источника MEDIA-MIG, с учетом проявленной сотрудниками филиала ФГУП «ПВС» нерасторопности в новых условиях оформление сертификата о прохождении экзамена будет занимать полторы–две недели вместо нескольких дней. Его компания, представленная в разных регионах России, нигде подобных сложностей не испытывала и не испытывает, с филиалами ФГУП «ПВС» в Омске, Благовещенске и других городах продолжает работать совершенно спокойно. В Мурманске же обстановка грозит повышением конфликтности на ЦСКМС, где рабочие и без того живут в напряжении.

В заключение собеседник резюмировал, что его поражает разрозненность сервиса миграционных услуг, притом что потенциал для масштабного строительства в регионе — «на 15 лет». Он деликатно раскритиковал действия, мешающие прозрачному бизнесу и демонстрирующие пренебрежение к уже заработавшим авторитет в отрасли девелоперам.

В целом источники MEDIA-MIG в строительных компаниях выразили разочарование в работе филиала ФГУП «ПВС». Они уверены, что в Мурманске выстраивается «монополия на пустом месте» для завышения цен за оформление пакета документов для получения патента на работу.

Однако с ожидаемым числом трудовых мигрантов эта монополия не справится, что может привести к коллапсу как на строительных проектах, так и в инфраструктуре самого Мурманска.

Неясным для собеседников остается и то, кто конкретно «направляет» местный ФГУП «ПВС» и отвечает за качество его работы в Мурманске и в Белокаменке. Коренная проблема для них заключается не столько в лишних издержках на перевозку иностранных рабочих, сколько в путанице и необъяснимых препонах. Для бизнеса это, однозначно, тревожный сигнал.

С одной стороны, стремление навязать строительным компаниям «никакой» сервис филиала ФГУП «ПВС» указывает на попытку создать очередную кормушку и использовать Мурманск в качестве личного кошелька. За бесцеремонным внедрением на три года схемы эксплуатации бизнеса неминуемо последуют разговоры о местных политических кланах и противостояниях. С другой стороны, нельзя исключать и чисто человеческий фактор, когда уровень и стиль управления организацией попросту не согласуются с ответственной задачей. Манипулируя миграционными услугами, предприятие абсолютно не считается с людьми, вне зависимости от того, иностранные это граждане или мурманчане.

Дмитрий Смирнов