Свердловская область — один из самых привлекательных регионов для мигрантов. С увеличением потока иностранцев, приезжающих на заработки, встает вопрос об интеграции. Не стоит упускать из виду тот факт, что значительная часть мигрантов приезжает с детьми. Значит, интегрировать нужно и детей. К счастью, Свердловская область справляется с этим как нельзя лучше и остается лидером среди других российских регионов по адаптации иностранцев и внедрению новых эффективных образовательных программ. Программы обучения иностранцев несколько отличаются от образовательных программ, по которым учатся местные дети. Новые учебно-методические комплексы помогают учителям еще на ранних стадиях учебного процесса определить уровень владения русским языком и предугадать возможные проблемы в будущем, с которыми могут столкнуться мигранты в освоении различных дисциплин. Таким образом преподавателям гораздо проще наметить стратегию обучения. Как сообщается на официальном сайте Правительства Свердловской области,

опыт региона по языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов будет взят за основу во всех российских школах, где обучаются мигранты. Об этом заявил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на заседании Совета по межнациональным отношениям.

Потребность в разработке и применении специальных образовательных комплексов для мигрантов стала ощущаться после распада Советского Союза, когда в республиках перестали преподавать русский язык. Поток мигрантов в Россию постепенно рос, но приезжающие на заработки иностранцы знали русский хуже, чем их родители, бабушки и дедушки, что негативно отражалось и на работе, их образе жизни, на жизни принимающего общества. Сложившаяся ситуация провоцировала ксенофобию и дискриминацию. Чтобы предотвратить это и интегрировать мигрантов, государство и регионы начали заниматься обучением иностранных работников и их семей и разработкой специальных учебных комплексов.

Обычно комплексы для обучения юных мигрантов русскому языку строятся на создании речевых образов и аналогий. Такой способ идеально подходит для детей, так как они еще не воспринимают язык как систему, которая действует по определенным законам и правилам, поэтому изучать падежную парадигму или парадигму спряжения они начинают благодаря играм, ярким примерам и речевым образам. Преподавание по таким программам, как «Русский язык как иностранный» осуществляется учителями, прошедшими курсы повышения квалификации.

Но возникает вопрос: «Как будет применяться новый комплекс, если обучение в общеобразовательных школах смешанное?». Наталья Смирнова, доцент кафедры филологического образования Института развития образования Свердловской области, считает, что этот подход должен осуществляться на уровне дополнительного образования.

То есть дети-мигранты должны посещать сначала обычные уроки вместе с местными, а затем приходить на факультативные занятия, где преподаватель поможет освоить правила русского языка, учитывая особенности детей-инофонов.

Сейчас ситуация с образованием детей-мигрантов лучше, чем была несколько лет назад, но проблема их обучения все еще существует. Так, в Свердловской области было проведено исследование. Его результаты показали, что

47% детей в регионе, посещающих общеобразовательные учреждения, не знают русского языка.

Проблема существует не только на региональном уровне, но и на государственном. По данным Министерства просвещения РФ, лишь 17,5% детей-мигрантов посещают общеобразовательные учреждения.

В 2021 г. в России продолжают разработку новых комплексов обучения для иностранцев, многие из них уже применяются. Растет и число исследований в области миграции и образования для мигрантов, появляется больше статистических данных. При развивающейся научно-исследовательской базе и разработке специальных программ интеграция как взрослых, так и юных мигрантов будет проходить быстрее и с большим успехом.

Александра Близнецова