
В конце осени 2022 года ряд зарегистрированных в ближнем зарубежье средств массовой информации опубликовал материалы о нелегком положении трудовых мигрантов из Таджикистана, которые участвуют в восстановлении Мариуполя. Авторы представляют город «одним из самых популярных направлений» для работников из Средней Азии, считающих Мариуполь «Украиной» и опасающихся возвращения ВСУ. Акценты расставлены соответствующие: российские работодатели привлекают иностранных рабочих обманом, не выплачивают заработную плату, а сам факт массового появления в Мариуполе трудовых мигрантов — это опасность для местного населения.
Однако эксперты, с которыми пообщался корреспондент Media-MIG, рассказали, что ситуация с восстановлением одного из крупнейших городов Приазовья выглядит совершенно по-другому.
Большие планы любят тишину
Мариуполь сильно пострадал в ходе боев, которые шли на его территории в феврале—мае 2022 года. Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин в комментариях для СМИ сообщил в мае, что 60% домов в городе можно только снести и отстроить с нуля. Чуть позже Следственный комитет РФ, оценивая масштабы разрушений, заявил, что около 70% жилого фонда Мариуполя серьезно повреждено, а 20% — не подлежат восстановлению.
Осенью было завершено более подробное обследование мариупольской застройки, показавшее, что восстановлению не подлежат 517 из 2327 многоквартирных и 7929 из 49343 частных домов. Кроме того, серьезно пострадали объекты социальной инфраструктуры.
Уже летом было объявлено о начале масштабных работ по восстановлению Мариуполя. В июле в городе разместились около 3,5 тыс. рабочих и порядка 200 единиц строительной техники. Намерение принять участие в его возрождении выказали 15 российских компаний.
Осенью масштабы восстановительных работ выросли на порядок. В ноябре в Мариуполе, по информации СМИ, работали уже 28 тыс. строителей, занятых на 1250 объектах.
План по восстановлению многоквартирного жилья, рассчитанный изначально на три года, по словам представителей власти, может быть выполнен в двухлетний срок.
Среди крупных компаний, задействованных в отстройке Мариуполя, в СМИ упоминаются ООО «РКС-НР», севастопольская ДСК «Консоль», «ЕКС», «Краш-Маш» и другие. Изначально корреспондент Media-MIG планировал пообщаться о ходе восстановления Мариуполя с представителями ведущих предприятий, задействованных в данном процессе, но с этим возникли сложности. Сотрудники компаний либо говорили, что они некомпетентны в вопросе, либо предлагали присылать им письменные запросы, на которые никто не отвечал. Один из подрядчиков предварительно согласился пообщаться, но потом перестал брать трубку.
70%жилого фонда Мариуполя серьезно повреждено
«Людей можно понять. Одни боятся украинских провокаций, другие просто перестраховываются, опасаясь, что журналисты полезут в их финансовые вопросы — такое мало кто любит», — рассказал в комментарии Media-MIG Константин, владелец небольшой крымской строительной компании, занятой в проектах на освобожденных территориях.
По словам собеседника Media-MIG, его лично больше интересует работа на территории Запорожской области, однако его бизнес-партнеры и бывшие сотрудники сейчас задействованы именно в восстановлении Мариуполя.
«Запорожская область для меня удобнее с точки зрения логистики. Плюс юридически в ней в перспективе будет все проще — она вошла в состав РФ напрямую, а Мариуполь некоторое время официально был частью независимой республики, у которой были свои законы. Правда, в Запорожской области пока перечень работ уже — дороги, укрепления... Но и конкуренции в обозримом будущем тут будет меньше», — отметил Константин.
Структура рабочих кадров
Утверждения журналистов о масштабном привлечении рабочих из Таджикистана к реализации строительных проектов на освобожденных территориях его удивили.
«В перспективе — возможно, а пока что это больше похоже на единичные случаи. Не могу однозначно сказать, почему так. Некоторых мигрантов, по-моему, напрягает прохождение блокпостов. Плюс на новых территориях юридически действует переходный период с неизбежной неразберихой, а выходцам из Средней Азии часть разрешительной документации нужно делать „по месту“. Крупные компании, наверное, такие проблемы могут решить, а для небольших подрядных — все это головная боль. Если власти создадут процедуры, позволяющие работникам из ближнего зарубежья делать весь пакет документов для работы на новых территориях удаленно, их, однозначно, станет больше», — подчеркнул Константин.
С тем, что работников из Средней Азии на стройках Мариуполя пока немного, полностью согласен Владислав Лемешкин, предприниматель из Севастополя, занятый организацией строительных работ.
«Большинство строителей в Мариуполе — приезжие. Среди них преобладают выходцы из Краснодарского края, Ростовской области, Крыма и Севастополя. Рабочие из Средней Азии есть, но это абсолютно меньшая часть... Возможно, они считают, что для работы в таком регионе нужны безупречные документы, поэтому многие пока опасаются ехать», — отметил он.
Что же касается тех трудовых мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, которые работают в Мариуполе уже сейчас, то их проблемы практически не отличаются от тех, с которыми сталкиваются строители с российскими паспортами.
«Самая острая проблема — это недобросовестные посредники, которые подставляют и работников, и крупные компании. Они набирают людей, обещают золотые горы, а через некоторое время пропадают, не выплатив обещанную зарплату. Просто тупо кидают, выключают телефоны и так далее... Это касается и мигрантов из Средней Азии, и российских строителей. Первые разве что чуть более спокойно к такому относятся... В итоге работники, наученные горьким опытом, требуют поденной оплаты наличными, а для больших фирм, с которыми рассчитываются раз в месяц, а то и реже, это очень неудобно», — рассказал Владислав в разговоре с Media-MIG.
По его мнению, чтобы решить эту проблему и сделать работы по восстановлению Мариуполя более динамичными, к участию в них стоило бы напрямую допустить представителей малого и среднего строительного бизнеса, и ликвидировать посреднические схемы организации труда.
«Если на фирме устойчивый коллектив из нескольких десятков человек, знающих друг друга и своего директора, то они доверяют руководству, могут немного подождать. Такая фирма может брать объект и вести его от начала и до конца», — отметил собеседник Media-MIG.
Уровень оплаты труда строителей в Мариуполе Владислав называет достойным, но при этом заметил, что условия проживания далеко не идеальны.
«Рабочие наиболее ходовых строительных специальностей получают в Мариуполе в среднем пять тысяч — плюс-минус тысячу — в день. У себя дома и строители из российских регионов, и выходцы из ближнего зарубежья зарабатывают обычно ощутимо меньше... Что касается проживания, то вагончик — это еще неплохой вариант. Часто строителей размещают в каких-то общественных зданиях, вроде домов культуры. Что касается питания, то строителям обычно обеспечивают завтрак, обед и ужин. Кормят, конечно, не изысканно, но голодным никто не остается», — рассказал Владислав Лемешкин.
Его слова подтверждают объявления из закрытого чата строителей Севастополя.
«Требуются электромонтажники на замену электропроводки в Мариуполе в многоэтажных жилых домах , зарплата от 80 до 180 тысяч рублей (КТУ) + трёхразовое питание. Проживание в строительном городке (вагончик 6 человек)», — говорится в первом же объявлении, попавшимся на глаза корреспонденту Media-MIG.
Как отметил Владислав, работы по восстановлению Мариуполя идут по плану.
«Объем работ просто колоссальный, но все движется вперед. В первое время делали упор на том, чтобы создать людям условия для того, чтобы они могли перезимовать — стеклили окна, устанавливали двери, проводили кровельные работы», — рассказал он.
Оба собеседника Media-MIG уверены в том, что планы по восстановлению Мариуполя будут выполнены в полном объеме.
Утверждения некоторых журналистов о том, что на стройке в Мариуполе якобы работают трудовые мигранты, воспринимающие город , как часть Украины, вызвали у наших собеседников недоумение.
«Возможно, существуют какие-то исключения, но на моей практике на новые территории ехали только работники, воспринимающих их, как неотъемлемую часть России и осознающие определенные риски, в связи с тем, что на небольшом расстоянии от их объектов ведутся боевые действия. Было бы странно, чтобы в таких условиях даже за хорошую зарплату в Мариуполь или Запорожскую область массово ехали бы работать люди, отрицающие их российских статус», — подытожил Константин.
В этой истории особое внимание привлекает нежелание или неподготовленность пресс-служб строительных компаний к освещению одного из ключевых направлений собственной деятельности. При этом работы по восстановлению пострадавших городов в пределах новых российских территорий — тема не просто репутационная для бизнеса, но прямо связанная с проблемами информационной грамотности, а следовательно, национальной безопасности.
Формирование медийного вакуума в этой сфере абсолютно недопустимо, что хорошо демонстрирует приведённый пример: пока молчат пресс-службы, говорит инопресса, распространяющая миграционные фейки.