Предлагаемый МВД РФ законопроект об изменениях в сфере миграции в России 8 июля 2021 г. был вынесен на общественное обсуждение и вызвал большой резонанс. Концептуальные изменения, предполагаемые документом, можно сгруппировать в три блока. Первый — модификация системы режимов пребывания приезжих. От режима временного пребывания предлагается отказаться, но ввести режимы краткосрочного, долгосрочного и постоянного пребывания, предусмотрев при этом возможность изменения цели нахождения в стране без выезда за ее пределы.

Второй блок — расширенное и интегрированное использование цифровых технологий для решения проблемы учета трудовых мигрантов, а также регулирования миграционных потоков и решения повседневных вопросов пребывания людей, приехавших в Россию на работу. Фактически можно говорить о формировании для каждого легально въехавшего в РФ мигранта цифрового профиля.

Инфографика: © MEDIA-MIG/Александра Близнецова

Наконец, третий блок — это усиление ответственности мигрантов за соблюдение российских законов. Для этого планируется использовать новый инструмент, который получил название «Соглашение о лояльности». Речь идет не о политической лояльности, по существу документ представляет собой бланк информированного согласия въезжающего в страну на работу человека на соблюдение ее Конституции и законов.

Подробнее об этом можно прочитать в материалах MEDIA-MIG, который продолжает предоставлять свою площадку для высказывания различных мнений.

Развернутый комментарий по всему комплексу поднимаемых в законопроекте проблем MEDIA-MIG дал председатель думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Политик подчеркивает, что документ еще не принят, но «в США и других странах аналогичные законы действуют, и вопрос об ущемлении ими прав как граждан, так и мигрантов не поднимается. Нет никаких сомнений в том, что подобный документ необходим и нашему обществу для того, чтобы оградить его от различных угроз.

Фото: ©РИА Новости/Владимир Федоренко

Разве мало случаев, когда, несмотря на ужесточение законодательства, оформляют приглашение человеку, которого никогда не видели, не знали, регистрацию в «резиновых квартирах» по месту пребывания делают незнакомым людям, приезжающим в страну с непонятными целями? Поэтому, полагаю, что в этом направлении нужно двигаться дальше с пониманием того, что это безопасность каждого из нас: и меня, и вас, и всех остальных.

Что касается ответственности «недобросовестных приглашающих лиц», к сожалению, такие случаи есть, когда для получения визы делаются фиктивные предложения, фиктивный вызов, фиктивная регистрация по месту пребывания и прочее.

Сколько у нас фирм, которые специализируются на том, чтобы потоки мигрантов сюда шли, притом что им очевидно: приезжающие мигранты будут заниматься не той деятельностью, которая указывается при формировании всего пакета документов, при выдаче трудовых виз или виз как для узкоквалифицированных специалистов.

Поэтому считаю, если такие недобросовестные граждане и юридические лица будут выявляться, то только по решению суда они должны определяться в реестр недобросовестных приглашающих лиц с соответствующими последствиями.

Одно дело, когда человек приезжает как квалифицированный специалист и потом меняет свою цель, но это делается легально, с согласия властей, и узаконивается, и совсем иное, если он приезжает для работы в каком-нибудь научном учреждении или компании, где не могут найти отечественного специалиста на данную должность, а занимается предоставлением услуг иного качества. Это нарушение законодательства, и сегодня такие примеры есть. Более четкое регулирование миграционных потоков необходимо. Следствием прежней политики в этой области стало то, что мы столкнулись с дефицитом кадров в целом ряде отраслей, притом что у нас официально порядка трех миллионов безработных граждан.

Поэтому считаю, что правильно было бы трудоустраивать вначале наших граждан, миграция должна быть только по запросу, у нас должны быть соглашения со всеми странами, вот как с Узбекистаном, нужны соглашения, которые регулируют вопрос предоставления необходимого количества мигрантов в нуждающиеся отрасли.

Вот исходя из этого принципа и нужно дальше двигаться, чтобы миграция была по закону, а не так, как сейчас, когда приезжают в поисках работы, готовы работать кем угодно и где угодно, и, не найдя работы, начинают заниматься противоправными действиями».

Светлана Зайцева