На днях 2021 г. четыре российских военных самолета эвакуировали из Кабула более 500 россиян и граждан стран ОДКБ (Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) и Украины. Этими же самолетами из Афганистана были вывезены афганцы, имеющие российские паспорта, например, бывшие сотрудники Российского центра науки и культуры в Кабуле. Сразу после этого пришла информация о том, что захвативший власть в Афганистане «Талибан» (движение запрещено в России) перекрыл афганцам доступ в кабульский аэропорт, который в последние дни стал мировым центром человеческих трагедий в прямом эфире. В попытках бежать из страны люди буквально цеплялись за шасси и выступающие части на фюзеляжах взлетавших самолетов и срывались вниз. Другими словами, мир видит новую волну беженцев — теперь из Афганистана, и это означает новые задачи в том числе и для Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН или Агентство ООН по делам беженцев) в РФ. При этом в УВКБ ООН подчеркивают, что беженцы и мигранты — это разные статусы. Понимание этого различия — не юридическая или лингвистическая тонкость. Оно может быть принципиально важно для решения конкретных проблем конкретных людей. Об этом Media-MIG подробно рассказала советник по вопросам информации УВКБ ООН в РФ Динара Галахова.
— Кто обращается к вам за помощью?
— УВКБ ООН было создано после Второй мировой войны для помощи искавшим убежище лицам и беженцам. Впоследствии компетенция организации была расширена также на содействие лицам без определенного гражданства и, в некоторых ситуациях, на вынужденно перемещенных лиц внутри государств. Если говорить о нашей деятельности и деятельности наших партнеров в России, то в настоящее время к нам обращаются в основном лица, ищущие убежище, лица, получившие статус беженца или временное убежище, имеющие намерение продолжить свою правовую интеграцию в России, а также лица в ситуации безгражданства (терминологическая особенность документов УВКБ ООН. — Media-MIG).
— Не утратила ли своей актуальности принятая в 1951 г. Конвенция о статусе беженцев? Есть ли необходимость в корректировке Конвенции исходя из современных реалий?
— Нисколько не утратила. Конвенция направлена на создание системы международной защиты для лиц, утративших защиту своего государства происхождения или гражданства. По сути, потеря или отсутствие государственной защиты делает международную защиту необходимой для беженцев. Признание государствами необходимости принимать в качестве беженцев на своей территории только лиц, действительно нуждающихся в защите, привело к разработке международных стандартов, обеспечивающих правовые критерии, в соответствии с которыми рассматриваются ходатайства о предоставлении статуса беженца.
Конвенция 1951 г. и Протокол к ней 1967 г. являются ключевыми правовыми инструментами, устанавливающими базовые принципы, на которых должна строиться международная защита беженцев. В настоящее время участниками либо одного, либо обоих этих документов являются 149 государств. В Конвенции дано определение термину «беженец», в ней изложены права этой категории лиц, а также правовые обязательства государств по их защите. Конвенция — это результат долгих лет обсуждений, анализа и согласований с целью создания правовой основы для защиты беженцев.
Конвенция не нуждается в изменениях и дополнениях, она предусматривает толкование текста, он структурирован и создан для применения в нынешних условиях и ситуациях, в которых должна быть предоставлена международная защита.
УВКБ ООН является гарантом Конвенции 1951 г., имея уникальные полномочия в соответствии с международным правом по надзору за ее применением и работе с государствами по вопросам защиты беженцев и поиска долгосрочных решений. Также одна из основных ролей УВКБ ООН заключается в том, чтобы взаимодействовать со странами, давать советы по юридическому толкованию государствами Конвенции. УВКБ ООН регулярно готовит ряд руководящих указаний и рекомендаций, чтобы обеспечить защиту беженцев и лиц, ищущих убежища.
— Насколько актуальна для России тема вынужденных переселенцев и беженцев?
— Оказанием содействия вынужденным переселенцам по приглашению российских властей мы занимались в прошлом, для этого были созданы полевые офисы Агентства во Владикавказе, Ингушетии, Ставропольском крае. Тема же оказания помощи беженцам и ищущим убежище лицам по-прежнему остается актуальной. Несмотря на сравнительно небольшие статистические показатели, ищущие убежище лица по-прежнему продолжают прибывать в Россию в поисках убежища из разных стран, а лица, уже получившие защиту от российских властей, продолжают нуждаться в ней в связи с длящейся нестабильной ситуацией в мире и в странах их происхождения. Если говорить о данной проблематике на глобальном уровне, то Россия, безусловно, является ключевым игроком на мировой арене в вопросах разрешения проблем беженцев.
— Каким образом УВКБ ООН в России сотрудничает с министерствами и ведомствами, в компетенции которых находятся вопросы миграционной политики?
— Хотелось бы отметить, что Представительство Агентства по делам беженцев действует на территории России с 1992 г. и было открыто по приглашению российских властей. Без сотрудничества и тесного взаимодействия с государственными органами и организациями наша деятельность была бы невозможной. Из ключевых министерств нашими партнерами являются МИД и МВД России, а также их территориальные органы и представительства в субъектах. Сотрудничество осуществляется как путем переписки по важным для нас направлениям, так и личных встреч с профильными департаментами для обсуждения векторов дальнейшего взаимодействия. В зависимости от вопросов, которые появляются в процессе нашей деятельности, может возникать необходимость сотрудничества с иными государственными органами и учреждениями, например, с министерствами образования, здравоохранения, департаментами труда и занятости и другими государственными органами и организациями. Тесное сотрудничество налажено с аппаратами Уполномоченных Российской Федерации по правам человека и по правам ребенка, их коллегами в регионах. Взаимодействие на уровне правительств регионов и муниципалитетов по отдельным аспектам и конкретным случаям также важно для нас.
— На какие законы и нормативные акты РФ и/или ООН опирается УВКБ ООН в своей деятельности?
— Самым важным документом в области защиты прав беженцев является Женевская конвенция 1951 г. о статусе беженцев, в этом году мы отмечаем 70-летие ее принятия. Конвенция 1951 г. была дополнена Протоколом 1967 года, отменяющим временное и географическое ограничения действия Конвенции. В Российской Федерации, являющейся страной-подписантом Конвенции 1951 г., существует национальное законодательство по данным вопросам, а именно Федеральный закон «О беженцах» 1993 г. Также особо хотелось бы отметить постановление правительства о предоставлении временного убежища от 2001 г. Процедура определения статуса беженца и временного убежища в деталях прописана в профильном административном регламенте МВД России. Также существует ряд других национальных законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные вопросы защиты прав беженцев, в том числе и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 г.
— Всегда ли можно четко обозначить разницу между беженцем и мигрантом? Есть ли конкретные критерии принадлежности к каждой категории?
— Спасибо за такой важный и актуальный вопрос! Безусловно, разница есть и ее можно четко обозначить.
Мигранты — это лица, которые планируют свой выезд из страны по тем или иным причинам в поисках улучшения их ситуации. Это может быть спланированная миграция с целью получения образования, поиска хорошей работы или с целью улучшения материального положения своей семьи. У беженцев же все иначе, их вынуждают покинуть страну обстоятельства, связанные с угрозой их жизни или жизням членов их семьи.
Например, причиной бегства из страны могут стать преследования в связи с их принадлежностью к определенной этнической, социальной, религиозной или политической группе. В некоторых случаях это военные действия и разворачивающийся конфликт на территории страны исхода. Поэтому беженец не имеет возможности выбирать, он покидает страну, спасая свою жизнь. Есть некоторые ситуации, о которых хотелось бы все же упомянуть, это так называемые беженцы на месте. Ими могут стать лица, которые прибыли в страну убежища в качестве мигрантов, например, с целью получения образования, но по окончании учебы в связи с поменявшейся ситуацией в стране происхождения, а это может быть военный конфликт или смена режима, уже не могут возвратиться и обращаются за убежищем, уже находясь в принимающей стране.
— Какие мероприятия по интеграции проходят под патронажем УВКБ ООН?
— Мы приветствуем деятельность наших коллег из партнерских организаций, направленную на вопросы интеграции беженцев и других подопечных из числа наших подмандатных лиц. На некоторые программы нам удается выделять частичное финансирование, что-то осуществляется коллегами за счет получения президентских грантов, какие-то проекты коллеги организуют за счет собственных средств или иных источников финансирования. В любом случае эта деятельность очень важна и востребована среди наших подопечных. Это могут быть различные программы в области интеграции детей, помощи в изучении русского языка и «подтягивания» по предметам школьной программы. Также есть проекты по изучению русского языка взрослыми заявителями. Сейчас также очень востребованы программы по переквалификации и профориентации, поиску трудоустройства или получения новых навыков и профессий.
— Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для более успешной интеграции мигрантов, для борьбы с ксенофобией?
— УВКБ ООН считает интеграцию беженцев динамичным и многогранным процессом, который требует усилий всех заинтересованных сторон, в том числе готовности со стороны беженцев адаптироваться к новой среде без необходимости отказываться от своей культурной самобытности и в то же время готовности части принимающих сообществ и общественных учреждений к приему беженцев.
Одним из ключевых направлений нашей деятельности является повышение осведомленности людей о вынужденном перемещении как явлении, раскрытие сути термина «беженец», объяснение причин, по которым эти люди нуждаются в защите и поддержке. Именно ознакомление с причинами беженства, прояснение сложного положения таких лиц способствует их принятию и создает больше возможностей для продуктивных дискуссий и обмена опытом.
Показательными в этом плане может быть работа со СМИ, учреждениями культуры и НПО, с помощью которых, в частности, можно добиться позитивных изменений, значительно меньшего количества проявлений ксенофобии и других форм агрессии по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежища. К 70-летию Агентства вместе с информагентством ТАСС мы выпустили масштабный спецпроект о беженцах «От перемены мест», который очень информативен, нагляден и мы надеемся, что истории этих людей найдут искренний отклик в сердцах многих. Также в 2020 г. УВКБ ООН совместно с фондом «Нужна помощь» выпустили курс-гайд о работе с беженцами в России «Принимающая сторона». Этот курс может самостоятельно пройти любой человек, желающий разобраться в том, как устроена жизнь беженцев и как им можно помочь. Разобраться в непростом и, к сожалению, все более распространенном явлении беженства поможет и подкаст «Бежать» — совместный проект самиздата «Батенька, да вы трансформер» и УВКБ ООН, который далек от академического формата и весьма захватывающе повествует о судьбах людей, которые были вынуждены бросить все и уехать, чтобы спасти свои жизни. Ну и, конечно, нельзя не отметить ежегодный фестиваль о миграции и этнокультурном разнообразии «Точка перемещения». Программа состоит из четырех блоков: театрального, музыкального, академического и детско-подросткового. Все мероприятия — это размышления о том, как разные люди живут рядом и как разные культуры живут внутри одного человека. Организаторы фестиваля — Музей современного искусства «Гараж», Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея, просветительский проект «Школа языков соседей», УВКБ ООН и интеграционный центр для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». В этом году появились новые участники — Политехнический музей, Еврейский музей и центр толерантности, региональная общественная организация «Дети Петербурга», социальный проект «Тверская 15», Российский комитет Международного совета музеев и компания «Файнартвэй».
Список мероприятий и проектов далеко не исчерпывающий, и мы надеемся, что нам удастся найти единомышленников, заручиться поддержкой как государственных, так и частных структур и воплотить в жизнь ряд других программ, чтобы беженцы и лица без гражданства смогли почувствовать себя полноценными членами общества, жить без страха и оглядки, учиться, работать и приносить пользу стране, которая дала им приют и возможность реализоваться как личностям.
Еще мы очень рады, что с прошлого года в эту важную работу по поддержке наших подопечных включилась и музыкант Манижа, которая является первым российским послом доброй воли Агентства ООН по делам беженцев.
— В 1992 г. между правительством Российской Федерации и УВКБ ООН подписано Соглашение о сотрудничестве и открытии представительства Управления в Москве. В 2019 г. в рамках Международного салона «Комплексная безопасность 2019» был подписан Меморандум о взаимопонимании между МЧС России и УВКБ ООН об основах сотрудничества в области реагирования на чрезвычайные ситуации и оказания гуманитарной помощи. Какие еще примеры партнерства и сотрудничества есть в истории взаимоотношении УВКБ ООН с российскими государственными службами и общественными организациями?
— Вы перечислили действительно очень важные векторы сотрудничества, которые активно развиваются сейчас и, надеемся, получат более масштабное развитие в будущем. У УВКБ ООН также есть меморандумы о сотрудничестве с рядом российских университетов, с Федеральным союзом адвокатов России, Союзом молодых адвокатов России и Санкт-Петербургским Институтом адвокатуры. Важным примером является и Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности и УВКБ ООН. В 2019 году состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между УВКБ ООН и Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Меморандум предусматривает предоставление организациями взаимной экспертной поддержки, осуществление консультаций при разработке модельных законодательных актов и рекомендаций, отвечающих нормам международного права по защите лиц, ищущих убежище, беженцев и лиц без гражданства.
Больше мнений экспертов читайте здесь
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter