
За последнее время в РФ выдвинуто немало инициатив по ограничению трудоустройства иностранцев. В частности, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил о необходимости введения налога для компаний и предпринимателей, в которых работают мигранты. Как полагает Бастрыкин, налог должен быть «весомым», чтобы мотивировать работодателей брать на работу россиян.
С усилением протекционизма особое значение приобретает критический анализ инструментов, защищающих сегодня региональные рынки труда, эффективности таких мер, их реального влияния на социально-экономические показатели, а также уточнение целей, задач и мотивировочной части таких ограничений.
Такое исследование на примере Центрального федерального округа провело АО «Аксиома», ведущий оператор цифровых решений в сфере образовательных услуг для иностранных граждан.
Экспертный совет компании впервые изучил опыт регулирования международной миграции путём введения запретов на привлечение по отдельным видам экономической деятельности иностранных граждан, которые работают на основании патентов.
Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. наделил высшее должностное лицо субъекта РФ полномочиями на ограничение привлечения иностранных граждан к труду. Для этого, в частности, в ноябре 2014 г. статья 18 данного ФЗ была дополнена пунктом 6. Благодаря изменениям главы российских регионов получили право ежегодно устанавливать запреты с учётом региональных особенностей рынка труда.
Кроме того, постановлением Правительства РФ № 1327 от 7 декабря 2015 г. были утверждены правила определения срока, в которые хозяйствующий субъект должен привести численность иностранных работников (далее — ИР-патент) в соответствии с запретом.
Научный подход
По состоянию на 2022 г. Указы и Постановления субъектов РФ запрещают трудоустройство ИР-патент в общей сложности по 55-ти различным классам ОКВЭД. Более половины из них относятся к трем группам экономической деятельности: C. Обрабатывающие производства (22% запретов); H. Транспортировка и хранение (13% запретов); M. Деятельность профессиональная, научная, техническая (18% запретов).
Научные публикации по данной теме фрагментарны, что объясняется отсутствием комплексного подхода к анализу динамики и структуры международной миграции.
Это — одна из причин, мешающих внедрению программно-целевого принципа миграционного регулирования.
Отсюда проистекает избыток предложения иностранной рабочей силы на российском рынке труда и ее перенаправление по теневым каналам.
Исследователи не ставят задачей проанализировать развитие запретительной практики, сопоставить социально-экономические индексы регионов, использующих данный инструмент, и никогда к нему не прибегавших, для определения условий успешного внедрения и расширения ограничений.
Комплексный анализ
В 2023 году АО «Аксиома» опубликовало в журнале «Наука. Культура. Общество» Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук статью «Экономические и социальные последствия запрета на трудоустройство иностранных рабочих (пример Центрального федерального округа)» на базе сопоставления социально-экономических показателей регионов Центрального федерального округа (ЦФО), использующих данный инструмент (Тверская и Воронежская области), никогда к нему не прибегавших (г. Москва) и недавно присоединившихся к практике (Калужская область).
Основой исследования выступили показатели за 2014-2022 гг., включая характеристику международной миграции, состояния внутренних трудовых ресурсов, отдельных отраслей экономики и уровня преступности среди иностранных граждан.
Начиная с 2014/2015 гг. запреты на трудоустройство ИР-патент в разное время вводили 30 субъектов РФ. Из них 19 продолжили использовать данный инструмент в 2022 г.
На сегодняшний день применяющие запреты регионы распределены по всем федеральным округам РФ за исключением Северо-Кавказского. Лидером является Дальневосточный федеральный округ (6 субъектов-протекционистов).
Хронологически 8 регионов продлевают ограничения на работу ИР-патент ежегодно с 2015 г. В динамике 7 субъектов перечень «запретных» кодов экономической деятельности расширяли, 6 — не меняли и 2 — сокращали. Наиболее внушительный перечень утверждён властями Тверской области и Якутии. Ограничения только по 1 коду экономической деятельности применяют 5 субъектов РФ.
Особая статистика
Учитывая традиционные страсти по миграционной статистике, нельзя не отметить нюанс, выявленный в статье.
Так, показатели 2021–2022 г. отражают последствия миграционных амнистий, когда продление статуса временного пребывания в России не требовало от иностранцев покидать страну. Наслоение миграционных потоков даёт рост абсолютных показателей трудовой миграции в 1,5–2 раза и выше в 2021 г. относительно 2019 г. Показатели 2022 г. без учёта 4 квартала близки показателям за весь прошлый год. Создаётся статистический казус, который видно на примере Калужской области, где численность трудовых мигрантов в 2021 г. превышает численность иностранцев, вставших на первичный миграционный учёт.
Формальные запреты
Как показывает исследование, широкое внедрение запретов до пандемии в Тверской области влекло сокращение показателей оформленных патентов при незначительном снижении международной трудовой миграции в целом. Это говорит об изменении долевого состава иностранной рабочей силы в пользу иностранных рабочих, которым не требуется получать патент.
В призме социально-экономических индексов ЦФО корреляция с запретительной практикой не проявляется. До 2019 г. валовый региональный продукт по ограниченным для трудоустройства ИР-патент группам экономической деятельности рос за счёт повышения производительности труда как в регионах-протекционистах, так в других рассматриваемых регионах.
Картина преступности среди иностранных граждан указывает на частичную корреляцию с запретительной практикой. По Тверской области до пандемии параллельно со снижением категории ИР-патент в структуре международной трудовой миграции снижались показатели преступности среди граждан стран СНГ. По Воронежской области по обоим направлениям, напротив, возрастали, что также верно для Калужской области, привлекавшей ИРС. Вместе с тем, тверские показатели вполне согласуются с московскими — в столице преступность по категориям иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан стран СНГ уменьшалась на фоне роста абсолютных показателей трудовой миграции и ИР-патент.
Исследователи приходят к заключению, что статистика отражает запретительную практику в отношении найма ИР-патент как «тонкую настройку», мало влияющую на социально-экономические индексы регионов-протекционистов ЦФО и слабо выделяющую их на фоне остальных регионов.
Также сделан вывод о необходимости совершенствования управленческого инструментария в связи, как с предстоящей реформой миграционного законодательства РФ, так и с новым этапом применения миграционной дипломатии в отношениях со странами-исхода ИРС, включая категорию ИР-патент.
Особенно важно расширять спектр доступных для исследований данных в сфере миграции за счет формирования единой цифровой базы. По мнению исследователей, такая база позволила бы проследить процесс привлечения иностранных граждан по многим контрольным точкам. Среди таковых исследователь выделил медицинскую (прохождение медосвидетельствования), образовательную (прохождение экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ), финансовую (показатели оплаты ежемесячного вмененного налога на патент).
С полным текстом исследования АО «Аксиома» можно ознакомиться здесь.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter