
В декабре 2022 и январе 2023 годов появились многочисленные сообщения в СМИ о рейдах по местам проживания нелегальных мигрантов и дальнейшем выдворении десятков граждан других стран с запретом въезда на многолетний срок. По статистике МВД, с января по ноябрь 2022 года было выдано 128 244 представлений о запрете иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию (что на 33 512 представлений меньше, чем за тот же период 2021 года).
Отчетность региональных УФССП
В январе 2023 года пресс-службы отдельных Управлений Федеральной службы судебных приставов сообщили данные по выдворению мигрантов по ст. 18.8 КоАП РФ (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации).
Для выдворенных нелегалов въезд в Россию будет закрыт на пять лет. Повторное выдворение повлечет запрет на въезд уже на 10 лет.
Основание для депортации или выдворения
На фоне многочисленных случаев выдворения нелегалов возникает несколько логичных вопросов: почему мигранты не оформляют документы, необходимые для законного нахождения в России, и чем грозит нарушение правил пребывания в стране.
Напомним, что по прибытии в Россию иностранцу или лицу без гражданства следует встать на миграционный учет в МВД. Суть и процедура учета описаны в Федеральном законе № 109-ФЗ. Учет включает в себя регистрацию иностранных граждан по месту их жительства и по месту пребывания. Нарушение правил миграционного учета грозит иностранцу штрафом, депортацией или выдворением.
Депортация это добровольный или принудительный выезд в другое государство иностранного гражданина, не имеющего или утратившего легальные основания для проживания в России.
Выдворение, в отличие от депортации вменяется за совершенное преступление, в том числе за пересечение границы или нахождение в России по поддельным документам. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: ВНЖ, патент, разрешение на работу и др.
Почему мигранты не оформляют документы
Процедура оформления документов (РВП, ВНЖ, патента на работу) относительно проста. Она включается в себя подачу заявления на постановку на учет с предоставлением копий и оригиналов документов (паспорта и т.п.). За оформление документов взимается госпошлина и другие платы, которые суммарно составляют около 10 тысяч рублей.
Можно выделить две основные причины, почему некоторые мигранты не стремятся или не могут официально оформить свое пребывание в России.
Во-первых, часть приезжих, особенно из наиболее бедных районов родных государств, изначально приезжает в Россию без всяких средств, в надежде заработать нелегально, чтобы оплатить необходимые для оформления документов взносы. Отсюда же — проблемы легальной аренды жилье и получения регистрации по месту жительства.
Не являясь оправданием нарушений, данный фактор ставит вопрос о качестве информационной работы среди потенциальных мигрантов в странах исхода, а также расширения сервисов их кредитования для покрытия необходимых расходов на время устройства и оформления документов (по примеру микрокредитной компании Baibol, обслуживающей граждан Узбекистана, Таджикистана, Кыргыстана и России).

Во-вторых, нередки ситуации, когда иностранцы сталкиваются с «вредностью» сотрудников коммерческих и государственных миграционных сервисов, не желающих под различными предлогами принимать готовые документы.
Поскольку срок для оформления документов ограничен (по закону — 30 дней), многие иностранцы просто не успеют оформить документы, из-за чего становятся нелегалами и оказываются под угрозой выдворения.
Выдворению нелегалы могут подвергнутся и в случае выявления у них поддельных документов. Если мигрант с фальшивыми документами смог устроится на работу, его работодателю за это грозит штраф в размере от 200 тысяч до 1 миллиона рублей по ч. 1 или 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Кроме этого, если мигрант был принят на работу с нарушениями порядка привлечения иностранных работников, то, согласно закону (п. 1. ст. 34 Закона № 115-ФЗ), его выдворение может осуществляться за счет работодателя.
Добавим, что выдворенные из России за административные нарушения иностранцы зачастую подпадают под так называемые массовые амнистии.
Можно предположить, что подобная практика дает дополнительные инструменты контроля миграции. С одной стороны, нарушители уже находятся под особым надзором полиции, с другой стороны, становятся более внимательны к соблюдению законодательных норм.
Это наводит на размышления о причинах неразрешимости отдельных коррупционно-бюрократических проблем в сфере миграции и замедленном внедрении цифровых сервисов для иностранных граждан.