01  Декабря  2022,  Четверг
/ Проблемы и решения / Профессиональная квалификация вместо владения русским языком
Профессиональная квалификация вместо владения русским языком

Критерии ТПП РФ для привлечения иностранных рабочих в рамках оргнабора.

9 декабря 2021Елена Мохова, Дмитрий Смирнов
эксклюзив

В начале октября MEDIA-MIG писал о запуске пилотного проекта по набору 10 тыс. граждан Узбекистана для российской строительной отрасли. Постановление о запуске этой программы 6 октября 2021 года подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. 

Спустя почти два месяца о промежуточных результатах и проблемах оргнабора высказался председатель Комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности, президент Союза экспертов и консультантов «Международный альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов.

В своем выступлении на круглом столе «Россия: миграционные, демографические и этнополитические риски» он констатировал, что проект на данный момент не набирает заявленного количества трудовых мигрантов, несмотря на максимальную вовлеченность представителей МВД России, медицинских организаций и национального объединения строителей.

Не придал проекту положительного импульса и выход на масштабный рынок трудовых ресурсов Узбекистана — крупнейшего экспортера рабочей силы в РФ. По данным МВД России, в 2018–2019 годы, до активного распространения коронавируса, на миграционный учет в нашей стране вставало более 2 млн граждан Узбекистана, въезжавших с целью трудоустройства. Даже ежегодный прирост работоспособного населения в этой республике на 600 тыс. человек видимой роли в развитии оргнабора, по словам Николая Курдюмова, не играет: 

«Колоссальные трудовые ресурсы, и нет возможности при таком серьезном отношении к проекту набрать 10 тысяч. Это о чем говорит? О том, что, во-первых, отношение к организованному трудовому набору негативное, его надо формировать. И самое главное, работать нужно не с колеса, что называется, а готовить там мигрантов к тому, что им нужно ехать через какое-то время в Россию и они должны понимать, что они тут встретят». 

Николай Курдюмов выделил несколько приоритетных задач. Прежде всего — формирование единой системы рекрутинга на основе переговоров ТПП РФ, как главного оператора оргнабора, с партнерами из Таджикистана и Узбекистана. Это позволит обеспечить целенаправленную, а не разрозненную помощь российскому бизнесу в подборе иностранных рабочих по востребованным специальностям.

Как заметил спикер, некоторые региональные торгово-промышленные палаты, в частности ТПП Республики Башкортостан и Ленинградская областная ТПП, уже открывали собственные миграционные центры и получали статус уполномоченных представительств ФГУП «ПВС» МВД России, но далеко не всегда успешно:

«Если анализировать качество этой работы, то оно невысоко и те проекты, которые начинались за рубежом, чаще всего заканчиваются ничем».

Второй важной задачей является проработка специального статуса участника оргнабора на уровне федерального законодательства и межправительственных соглашений, чтобы и работодатель в России, и иностранный рабочий при достаточно высоких издержках могли получать определенные бонусы. Это может внести важный вклад в борьбу с теневой трудовой миграцией.

Отдельно Николай Курдюмов отметил отсутствие законодательно установленных гарантий для организаций, тратящих существенные средства на привлечение кадров по программе оргнабора. Защита интересов работодателя требует закрепления в правовом поле разумного срока, в течение которого трудовой мигрант должен проработать в компании, обеспечившей его приезд в Россию. Это позволит избежать ситуации, когда иностранные рабочие под влиянием соотечественников стремятся сменить место трудоустройства. 

Тормозит широкое применение оргнабора и комплекс организационно-технических проблем: отсутствие инфраструктуры для предмиграционной подготовки в странах выезда трудовых мигрантов, их недостаточная профессиональная, квалификационная подготовка, а также слабое организационно-правовое сопровождение всех участников программы. По наблюдениям Николая Курдюмова, даже работодателю нужно пояснять возможности оргнабора.

При этом спикер пояснил, что в понятии «востребованный трудовой мигрант» превалирует критерий наличия у человека квалификации, тогда как знание русского языка менее принципиально — «в разных трудовых блоках потребность разная». 

Именно к проработке квалификационных требований ТПП постепенно привлекает основные профессиональные сообщества, включая Ассоциацию курьерских служб и логистики, структуры «последней мили», уже сформировавшие отдельную отрасль и вошедшие в ТПП:

«К сожалению, до последнего времени у российских структур, к которым относятся Национальное агентство развития квалификации и сорок с лишним советов по профессиональным квалификациям, объединяющих профессионалов всех основных профессий, от сварки до ЖКХ, отношение было такое — они сами разберутся».

Важность внедрения квалификационного блока для развития оргнабора понимают и «на той стороне». В Министерстве труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан готовы предоставлять российским структурам площадки на базе профессионально-технических колледжей для обучения будущих кадров. Решается вопрос о кредитовании таких программ местными банками с января 2022 года.

В завершении своего выступления Николай Курдюмов предложил учитывать при проработке нового миграционного законодательства требования российских профессиональных стандартов к квалификации иностранных рабочих. Именно выявление профессиональных навыков позволит, по его мнению, получить четкое представление о том, кто к нам едет. 

Отстаивая интересы бизнеса, Николай Курдюмов фактически противопоставил это условие требованию владения русским языком:

«Очень важно зафиксировать, что мигранты должны понимать и стремиться к тому, чтобы как минимум предъявить некий не купленный документ об образовании, а прошедший по российским требованиям оценки квалификации». 

Напомним, что 7 декабря ТАСС сообщил об инициативе заместителя министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Баходира Умурзакова по развитию сотрудничества стран СНГ в области трудовой миграции на основе внедрения механизмов организованного набора.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter