В Калужской области экспериментируют с миграционным законодательством

Проблемы экзаменационной системы для мигрантов вынуждает региональные власти дублировать надзорные функции ведомств в сфере образования.

© Shutterstock

Наше интервью с губернатором Калужской области Владиславом Шапшой вызвало большой интерес среди постоянных читателей Media-MIG из юридической сферы. В редакцию поступило сразу несколько комментариев касательно решения региональных властей о превращении миграционного центра в инструмент борьбы с законодательными пробелами.

Большинство читателей сходятся во мнении, что пример Калужской области отражает не столько ограниченность субъекта РФ в регулировании миграционных потоков, сколько давно обсуждаемые дефекты экзаменационной модели. Попытки ужесточить контроль на данном участке легализации иностранного гражданина собственными силами скорее усугубляют проблему.

Первый момент — установление сотрудниками Многофункционального миграционного центра Калужской области фактов отсутствия знаний русского языка у иностранного гражданина.

По словам Владислава Шапши, специальный алгоритм с этой целью был разработан совместно с УМВД России по Калужской области.

Мера, как можно заключить, входит в противоречие с нормами российского законодательства, согласно которому решение о том, владеет ли иностранный гражданин русским языком на достаточном уровне или нет, принимает исключительно уполномоченная организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Привлечение к оценке языковых навыков операторов ММЦ вызывает у читателей массу вопросов. Например, как контролируется процесс, какую ответственность несет оператор, как обучается новым обязанностям и как принимает решения о «сомнительности» сертификатов.

Кроме того, ставя под сомнение авторитет сотрудников ВУЗов, которые проводят экзамен и принимают решение о выдаче мигрантам сертификатов, калужские власти дополнительно нагружают правоохранительную систему.

Второй момент — непрерывная аудио- и видеозапись процесса подачи иностранным гражданином документов в ММЦ.

Ставя целью выявить неговорящих по-русски мигрантов, такое решение, очевидно, является упреком в отношении образовательной системы РФ на уровне Минобрнауки и Рособрнадзора, функции которых, как в случае и с первым пунктом на территории Калужской области выполняет ММЦ.

Фактически человек с сертификатом о прохождении экзамена, выданным, например, Санкт-Петербургским государственным университетом, в Калуге должен пройти на камеру еще один негласный экзамен при подаче документов в ММЦ.

Встает и вопрос издержек на содержание системы архивирования и хранения данных — при въезде в субъект из-за рубежа нескольких десятков тысяч человек в год речь идет о внушительном объеме информации.

Вместе с тем, как признает в интервью Media-MIG Владислав Шапша, целесообразно вернуть устную часть экзамена для трудовых мигрантов и ввести полную видеофиксацию ответов для всех категорий иностранных граждан, которые претендуют на проживание и работу в России. Это повысит эффективность и объективность системы образовательного контроля.

Напомним, что основная масса трудовых мигрантов устную часть на знание русского языка сегодня не сдает, а на видео попадает лишь 10-минутный ролик с экзамена, что и приводит к массовым нарушениям, открывая возможности для неговорящего человека для пребывание в нашей стране.

Третий момент, на который указал один из наших читателей — ставка властей региона на ММЦ как на единственный «гарант качества» неизбежно приведет к упадку рынка миграционных услуг.

Если уровень владения русским языком окончательно подтверждает оператор центра, очевидно, что и принимать у мигрантов «без вопросов» будут только сертификаты о прохождении экзамена в этом центре (услуги по проведению экзаменов ММЦ оказывает Российский университет дружбы народов).

Такой сценарий содержит массу рисков, от создания монополии и конфликта с Федеральной антимонопольной службой до коллапса при обслуживании иностранных граждан в периоды массового въезда в регион, когда в день необходимо проводить десятки экзаменов на разные уровни владения.

В борьбе за контроль миграционных потоков власти Калужской области вынуждены принимать сложные, не всегда сочетаемые с действующим законодательством решения. Вместе с тем, как первопроходец в деле совершенствования отдельных миграционных механизмов, регион выходит с инициативами на федеральный уровень.

Освещение обратной стороны вынужденных экспериментов должно придать курсу на контроль миграционных процессов верное воплощение в виде коренной реформы экзаменационной модели в масштабах России.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ De facto / В Калужской области экспериментируют с миграционным законодательством