В феврале в Московском доме национальностей прошел семинар «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции» в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России». Основными спикерами выступили: Юрий Московский, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» и Виктория Леденева, доктор социологических наук, профессор, руководитель отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, директор центра изучения миграционной политики РАНХиГС при Президенте РФ, эксперты, социологи, политологи и журналисты.

Тема семинара — рынок труда мигрантов — касается одной из важнейших задач государственной национальной политики Российской Федерации. Основы политики прописаны в двух базовых документах: Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025. Эти документы задают вектор развития национальной политики, однако ряд проблем, возникающих при его реализации, требует обсуждения экспертов, детального уточнения и разработки рекомендаций правительству.
В рамках семинара были озвучены сводки статистических данных по регионам России, рассмотрены методологические проблемы сбора статистики трудового резерва среди иностранных граждан и внутренних мигрантов, отмечена эволюция проблемы статистики и учета иностранного населения.
Прозвучали также обобщения по части языкового и этнического состава российского населения, а заключения ученых базировались на динамике переписей населения с 1897 до 2022 годов.
В своем выступлении В.Ю. Леденева отметила, что статистика рынка рабочей силы как среди внутренних, так и внешних мигрантов по регионам неоднородна. Трудовых мигрантов, что очевидно, привлекают регионы с высоким уровнем заработной платы и низким по безработице. Приток мигрантов в регионы, где трудоспособного населения не хватает, компенсирует этот недостаток. Однако мигранты едут и в те регионы, где экономика вполне обеспечена силами собственного населения, при этом приезжие конкурируют с местными жителями, поднимая уровень безработицы.
Лидерами в рейтинге поставщиков иностранной рабочей силы в Россию остается Узбекистан (4,8 миллионов человек), Таджикистан (3,4 миллиона человек) и Кыргыстан (821 тысяча человек). Всего же в Россию в 2022 году въехало 16 870 000 иностранцев, в основном — граждан СНГ. Гражданство получили 691 048 человек. Подавляющее большинство мигрантов приехало ради работы (11 807 000 человек), вторая и несравненно меньшая категория — те, кто приехал на учебу (866 000 человек), туристов же насчитывалось 307 000 человек.
Экспертами было отмечено, что несмотря на все цифровые возможности статистики, собрать данные о современном рынке труда по национальному признаку очень сложно, поскольку в документах последних десятилетий отсутствует соответствующая графа — «национальность».
Гражданин одной страны может по крови принадлежать народу, коренному для другой страны; разноплеменность как народа России, так и других стран в вопросе миграции трудовых кадров не учитывается.
В заключение своего доклада Виктория Леденева сделала вывод, который на первый взгляд кажется парадоксальным, но, тем не менее, абсолютно точен. Основная проблема современной миграционной политики — это отсутствие конкретно поставленной глобальной цели. Для сравнения она предложила ситуацию с Арабскими Эмиратами, где приток мигрантов необычайно высок. В Эмиратах цель миграционной политики четко обозначена, — она заключается в экономическом развитии страны. На этом положении строится вся система контроля и миграционное законодательство.
16 870 000иностранцев въехало в Россию в 2022 году
Долгое время в стране мигрантам нельзя было получить ВНЖ или гражданство, а также приехать на заработки с семьей (точнее — с детьми). Эти меры были рассчитаны на то, чтобы приезжие работали на благо принимающего государства, не сливаясь и не ассимилируясь с местным населением, а по истечении срока действия контракта (обычно контракты заключались на два года) отбывали на родину. В Германии, напротив, основная цель миграции поставлена демографическая — компенсация спада населения и ассимиляция приезжих с местными. Здесь и законодательство, и механизмы реализации построены совершенно иначе.

В России же цели были указаны в предыдущей Концепции 2012 года, а именно: национальная безопасность, экономическая и демографическая составляющие. Леденева отметила, что все три цели не могут быть равноприоритетны, необходима какая-то одна, которая станет базовой в системе взаимодействия с мигрантами. Если основа будет строиться на перспективах демографии, то нужно создать особые обучающие и культурные программы для детей мигрантов (сейчас детьми мигрантов почти никто не занимается), если цель экономическая — нужно перестроить систему на соответствующий путь.
В нынешней Концепции миграционной политики РФ 2018 года цель сформулирована весьма размыто — «создание миграционной ситуации». Что под этим предполагается, неясно. Ведь цель политики — это не создание ситуации, а управление ситуацией, курирование и контроль.
По сути, сейчас российское миграционное управление «находится в прострации, так как совершенно не понятно куда мы идем, что мы делаем и что мы обсуждаем» — заключила Виктория Леденева.
В ходе обмена мнениями эксперты единогласно заключили, что сейчас необходимы разумные ограничения и больший контроль за миграционными процессами со стороны правительства. Что предполагает управление уже сложившейся ситуацией (рост миграционного потока, контроль за уровнем преступности среди мигрантов, прозрачность оформления документов и др.). Также важны программы адаптации мигрантов к жизни в России, российском обществе. Несколько выступавших предложили создать институт миграционных процессов для комплексного решения вопросов миграции, с этим согласились и остальные спикеры.
Редакция Media-MIG благодарит Викторию Юрьевну Леденеву за подробный и всесторонний обзор современной миграционной ситуации.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter