
Деньги в чужом кармане
13 апреля в «Российской газете» было опубликовано интервью председателя правления региональной общественной организации «Миграция» Приморского края Сергея Пушкарева. Отметим, что «Российская газета» — официальный печатный орган Правительства РФ. Ее учредителем является Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Редакция «Российской газеты», и материалы, появляющиеся на страницах и сайте этого издания, отражают логику развития государственной политики.
Сергей Пушкарев заявил, что на фоне увеличения количества патентов на работу, выданных трудовым мигрантам в Приморье (с 20 615 в 2019 году до 28 775 в 2022 году) вскрылась существенная проблема. При росте отчислений в бюджет Приморья от мигрантов, выплачивающих вмененный авансовый платеж (за 2019 год — 716,2 млн руб., за 2022 г. — более 1,3 млрд руб.), размер неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за трудовых мигрантов превысил доходы по НДФЛ. Речь идет о фондах социального и медицинского страхования, а также о пенсионном фонде. По итогам 2022 г. эксперт оценил потери в 5,7 млрд руб.
Причиной является то, что, несмотря на получение патента, дающего право иностранцам, прибывшим в РФ из безвизовых стран, легально трудится в нашей стране, далеко не все мигранты оформляли договоры с работодателями.
При этом и за российских граждан, легально работающих по договорам, также далеко не всегда идут отчисления во внебюджетные фонды. Например, самозанятые граждане оплачивают лишь НДФЛ. А пенсионные отчисления — дело добровольное. Так что учитывать возможные потери — занятие не самое благодарное, все равно, что считать деньги в чужом кармане.
Бюджеты — центрам занятости
Сергей Пушкарев предлагает несколько решений, которые позволят перенаправить часть сопряжённых с трудом мигрантов выплат во внебюджетные фонды РФ. По мнению эксперта, для дополнительного регулирования рынка труда в этой части следует привлечь «региональное министерство профессионального образования и занятости населения».
«Главное в предлагаемой схеме заключается в обязательной постановке на учет иностранных граждан при получении патента в качестве соискателей рабочих мест в КГКУ „Приморский центр занятости населения“. При этом они становятся потребителями государственной услуги как граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы», — считает Сергей Пушкарев.
Кроме того, для усиления контроля эксперт предложил привлечь профсоюзы, поскольку они наделены правом инспекции за исполнением трудового законодательства.
Предложения весьма не однозначные. Например, непонятно, как факт постановки мигранта на учет в центр занятости избавит от проблемы его нелегального найма на работу. Теоретически это позволит еще раз произвести учет мигрантов. Но на это нужны средства, ведь вряд ли центры занятости (бюджетные учреждения, между прочим) согласятся взять дополнительную нагрузку без соответствующей бюджетной подпитки.
Возможно, эксперт надеется, что все без исключения мигранты будут отправляться только на рабочие места, предложенные центрами занятости? Но мигрант вовсе не обязан соглашаться на предложенные вакансии. Отказаться он может по причине того, что его не устроит уровень дохода.
Более того, пока центры занятости будут в холостую предлагать мигранту малоинтересные вакансии, тот не только сможет трудиться там, где ему выгоднее, но и претендовать на пособия по безработице. Правда, эта возможно только для иностранцев с ВНЖ, которым патент не нужен.
Экспертное мнение
Высказанные Сергеем Пушкаревым в «Российской газете» идеи прокомментировал политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
«Я скептически к этому отношусь. В данном случае не усматривается никакой материальной заинтересованности у мигрантов. Кроме того, не понятно, в чем будет выгода юридических лиц, которые будут трудоустраивать иностранцев. По моему мнению, мигрантам, наоборот, нужно облегчать процесс трудоустройства. В данном случае его пытаются, на мой взгляд, усложнить. Мигрант вообще не заинтересован показывать официально свой статус, потому что в этом же не заинтересован работодатель. Ему проще, выгодней и дешевле брать на работу иностранца неофициально, чтобы платить меньше и не отчислять ничего ни в какие фонды», — заявил Олег Иванов.
Что касается предложения по привлечению к решению проблем с нелегальным трудоустройством мигрантов профсоюзов, то вряд ли профсоюзы начнут сообщать «куда следует» о работодателях, от которых сами профсоюзные деятели, зачастую, сильно зависят.
Кроме того, там, где реально работают мигранты, профсоюза может и вовсе не быть.
По словам Олега Иванова даже возможные штрафы не остановят бизнес, предпочитающий трудоустраивать мигрантов нелегально:
«У работодателя, который занимается крупным бизнесом, строительным, в частности, выстроены определенные связи и отношения с административными структурами. Поэтому такого работодателя не напугать».
К чему, действенно, может привести попытка завести поток мигрантов в госучреждения, занимающиеся трудоустройством, так это к росту бюджетов этих учреждений, а вовсе не отчислений во внебюджетные фонды.
Причем не только в Приморье, а, возможно, по всей стране, ведь не зря же слово эксперту предоставила «Российская газета».
Олег Иванов с сомнением отнесся к идее привлечь центры занятости к трудоустройству мигрантов.
«Центры занятости — это вчерашний век. Человек, который хочет трудоустроиться, ни в какой центр занятости не пойдет. Есть совершенно другие способы. Но для того, чтобы эти Центры существовали, их надо чем-то „нагрузить“ и, в том числе, дополнительными полномочиями», — заявил эксперт.
При этом член общественной палаты РФ, политолог Евгений Забродин увидел плюсы в предложенной Сергеем Пушкаревым идее.
«Если мы говорим о необходимости упорядочить проблему трудоустройства мигрантов, то, безусловно, да, идея кажется здравой. Другое дело, как к этому готовы работодатели. Кроме того, вопрос в том, как государство сможет мотивировать бизнес заключать трудовые договора с мигрантами. Возможно, для бизнеса нужны какие-то налоговые стимулы или, с другой стороны, наказание», — считает Евгений Забродин.
Так или иначе, но идея обязательного трудоустройства мигрантов через центры занятости пока остается лишь идей. В то же время, вполне может быть выбран регион, тоже Приморье, где этот проект запустят в пилотном режиме. Полученный опыт может дать больше пищи для размышлений.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter