06  Февраля  2023,  Понедельник
/ Проблемы и решения / СНГ: история, современность, перспективы
СНГ: история, современность, перспективы

Одним из направлений развития СНГ в ближайшее время может стать обновление нормативной базы, регулирующий экономические и миграционные процессы.

Содружество Независимых Государств ведет историю с декабря 1991 года, с соглашения, подписанного в Вискулях лидерами РСФСР, УССР и БССР. В течение четырех дней с момента подписания документа его ратифицировали парламенты трех республик.13 декабря свое согласие на вступление в СНГ выразили Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. 21 декабря на встрече глав союзных республик (за исключением Грузии и прибалтийских республик) была принята Алма-Атинская декларация, которая зафиксировала цели и принципы сообщества. В 1993 году в Содружество вошла Грузия. Таким образом, на начальном этапе в состав СНГ вошли все государства постсоветского пространства, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии.

СНГ - это необходимый инструмент интеграции бывшего СССР
СНГ - это необходимый инструмент интеграции бывшего СССР © shutterstock

Сегодня в СНГ входят девять государств на правах действительных членов, а Туркменистан является ассоциированным членом.

Нормативные пробелы содружества

О том, какую роль играет сегодня СНГ, какие имеет преимущества и недостатки, а также какое влияние оказывает на миграционные процессы на постсоветском пространстве, «МЕДИА-МИГ» рассказал депутат Госдумы Николай Харитонов.

 — СНГ - это необходимый инструмент интеграции бывшего СССР, который способствует политическому, экономическому, культурному единству на постсоветском пространстве. Но в рамках содружества у стран-участниц есть определенные недопонимания. Последний пример — это отказ Армении проводить учения ОДКБ на своей территории, а в ОДКБ входят все государства СНГ. Поэтому нам нужно и в горе, и в радости быть вместе. В рамках содружества необходим качественно новый документ, который прописывал бы четко все аспекты взаимоотношений в рамках СНГ, затрагивал бы все отрасли народного хозяйства, взаимопомощи, включая оборону, образование, трудовую миграцию и так далее. Чтобы ни у какого вновь избранного президента какой-либо из республик или у национальной партии не было возможности просто так свернуть отношения.

Из стран СНГ на заработки в Россию традиционно прибывает основная доля мигрантов. Однако нормативные пробелы, по мнению Харитонова, остаются и на этом участке.

 — Трудовых мигрантов по всей России немало, и нужно понимать, что это будет всегда. Выбор именно России объясняется не только соседством, но и совместным историческим прошлым. Но сегодня в рамках Содружества нет основополагающего солидного документа, который регулировал бы миграционные процессы, что приводит к неконтролируемым процессам в данной сфере. Поэтому нужно единое соглашение для всех, в котором прописывались бы все аспекты трудовой миграции, чтобы избежать или минимизировать нелегальную миграцию, а также осуществлять прием на работу граждан постсоветских государств в разумных масштабах.

Иностранные рабочие как решение структурных проблем рынка труда

Как приезд рабочих из стран СНГ влияет на экономику России «МЕДИА-МИГ» рассказал кандидат экономических наук Андрей Бунич.

 — Россия имеет большую территорию, наша экономика имеет огромный потенциал развития. Для нас важно наличие трудовых ресурсов, под этим и есть экономическая основа. Нам нужны рабочие руки для многих специальностей, включая те, на которых российские граждане не очень хотят работать. Россияне стремятся получить образование и работать там, где больше платят, это естественный процесс. В этих условиях миграция восполняет потребность в трудовых ресурсах. Этим Россия не отличается от других стран, но к нам едут в основном из Средней Азии по многим причинам, раньше еще приезжали из Кавказа, но сейчас уже меньше. На этой почве возникают трудности, связанные с культурными различиями между коренным населением и приезжим. Поэтому здесь необходим некий компромисс между экономической необходимостью и социальной составляющей.

На современном этапе значение Содружества, как структуры, не столько формально интегрирующей постсоветское пространство, сколько просто альтернативной западным альянсам, будет расти. Если в политической плоскости взаимодействие независимых государств еще долго может оставаться инертным, то в экономической настало время изменений. Проработка нормативной базы объединения в части управления социально-экономическими процессами, включая нормальную миграцию рабочей силы, несомненно, станет одним из приоритетов на пути укрепления российского сотрудничества со странами СНГ.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter