31  Марта  2023,  Пятница
/ Проблемы и решения / Агентский договор не обеспечивает дисциплину экзаменов среди мигрантов
Агентский договор не обеспечивает дисциплину экзаменов среди мигрантов

Несовершенство договорной модели ВУЗ-контрагент порождает комплекс проблем при организации комплексного экзамена среди иностранных граждан

Media-MIG регулярно освещает нарушения формы и порядка проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан. Наши журналисты выявили основные слабые участки действующей модели, систематизировали преступные схемы и обозначили в консультациях с экспертами наиболее адекватные варианты решений, включая возвращение в экзамен устной части для трудовых мигрантов, полную видеозапись процесса сдачи экзамена, защищённого хранения его материалов и результатов.

Действующая модель договоров и разрозненных ВУЗовских инструкций никак не препятствует появлению в рядах контрагентов недобросовестных и сомнительных компаний, нарушающих законодательство РФ.
Действующая модель договоров и разрозненных ВУЗовских инструкций никак не препятствует появлению в рядах контрагентов недобросовестных и сомнительных компаний, нарушающих законодательство РФ. © Shutterstock

Рассматривали мы и особенности взаимодействия при организации экзамена головных уполномоченных ВУЗов с региональными площадками по всей России. Наши корреспонденты побывали в различных подпольных точках, изучили работу матрешек, которые заключают договор с университетом, а процесс приема экзаменов передают третьим компаниям, рассказали о том, как к работе с мигрантами в России «подключился» Британский совет.

Все эти сюжеты происходят в рамках действующей договорной модели, и в этом — один из главных источников проблем.

Формально и де факто

С тех пор, как Media-MIG приступил к освещению устройства сети экзаменационных площадок для мигрантов в России, ситуация несколько изменилась. Не без нашего участия с рынка услуг ушел ряд сомнительных компаний, отдельные ВУЗы притормозили свою деятельность до устранения нарушений.

Однако фундамент модели остается прежним. При каждой уполномоченной организации действует собственный центр тестирования иностранных граждан, полностью подконтрольный руководству, а потому, как правило, надежный и прозрачный. Иная история — с региональными центрами, число которых достигает от десятка до нескольких сотен, и постоянно меняется в зависимости от миграционной ситуации или других факторов.

Точкой входа на рынок является заключение договора (агентского) на оказание услуг по проведению комплексного экзамена (патент/разрешение на работу, РВП, ВНЖ) или государственного тестирования (на гражданство РФ), между компанией, которая предоставляет площади, и головным ВУЗом.

На основании документа новый центр получает возможность проводить экзамен/тестирование «за пределами тестирующей организации».

Схематично союз выглядит следующим образом: со стороны компании — офис+техника+логистика+клиенты, со стороны уполномоченной организации: методика+тесторы+сертификаты о прохождении экзамена.

Формально нормы законодательства при такой модели соблюдаются, но на деле в содержании договора остается масса лакун, позволяющих обойти неудобные для бизнеса препятствия.

Media-MIG разобрал несколько примеров таких взаимоотношений

1. Головной уполномоченный ВУЗ — региональный не уполномоченный ВУЗ

В Челябинске формат ранее действовал на базе центра тестирования при Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, который работал  по договору с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. На сайте центра дана полная правовая информация со ссылкой на головной центр: соглашение о сотрудничестве, нормативные документы, регламентирующие форму и порядок проведения комплексного экзамена и тестирования, стоимость услуг.

Однако, как пояснил руководитель центра Ренат Кучугулов, в настоящее время экзаменационная деятельность здесь не ведется:

— МГУ изменил тестовые задания около полутора лет назад, но до сих пор не прислал их в центр. Изменил также и систему оплаты, суть которой пока остается «за кадром». После введения повсеместно в России аудио- и видеофиксации экзамена МГУ не прислал регламент. Связь с Университетом не слишком налажена.

Другой пример — Центр тестирования Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова, работающий по договору с Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина.

Изучение договора оказания услуг по проведению гостестирования (от 20 июля 2021 года), опубликованного на сайте университета, а также специально разработанной Пушкинским институтом Инструкции по организационно-техническому обеспечению процедуры проведения государственного тестирования по русскому языку, позволяет выделить несколько нюансов.

Подробно изложенные обязанности университета в целом проистекают из комплекса регламентирующих проведение экзамена положений и постановлений.

При этом, общие формулировки, как договора, так и инструкции разъясняют далеко не все важные моменты.

Оснащение помещения. На этот счет указаны «средства осуществления фото-, аудио-, видеофиксации». Без конкретики, что дает контрагенту пространство для манёвра. По этой причине, отдельные ВУЗы, например, требуют устанавливать в аудиториях купольные камеры с полным обзором и предоставлением сотрудникам головного центра доступа к записи в реальном времени.

Передача данных. Сотрудники университета инструктируются направлять все раздаточные материалы экзамена на проверку в Пушкинский институт. Опять же без конкретики, хотя на этом участке возникает немало проблем, когда данные нередко передаются через незащищенные каналы (мессенджеры, гугл-диск), что нарушает законодательство о персональных данных.

2. Головной уполномоченный ВУЗ — частная компания

Одну из наиболее разветвлённых сетей таких центров в регионах России выстроил Пушкинский институт. Отметим, что страница с их адресами на официальном сайте неактивна с конца 2022 года, и оперативно разобраться, в каких городах и с какими компаниями работает ВУЗ невозможно. Ранее данная страница открыла нашим журналистам вход в удивительный мир непонятных партнёров.

Так, Media-MIG выяснил, что около 10 точек, в отношении которых в разное время были возбуждены дела по ст. 322.1 УК РФ в связи с формальным проведением комплексного экзамена и незаконной выдачей сертификатов иностранным гражданам, были заявлены как адреса АНО ДПО «Изучение языков «Лингвистический центр», офисы которого по этим адресам не размещались. Последний арест среди сотрудников центра произведен в Красноярске буквально пару дней назад.

Ситуация указывает на то, что АНО ДПО выступала в роли агрегатора так называемых матрёшек и, заключив договор с Пушкинским институтом на проведение экзамена, в дальнейшем находила местные компании, которые в реальности и вели деятельность в регионах.

С качеством услуг подобной сети можно ознакомиться в материалах уголовных дел.

Media-MIG обратился в несколько других центров тестирования, осуществляющих свою деятельность по договору с Пушкинским институтом.

В «Тестовом центре» г. Новороссийска Media-MIG рассказали, что сотрудничество осуществляют по договору, в котором прописаны стандарты оборудования помещения, требования по проведению экзаменов и форматы отчетности. Аудитории фотографируют, делают видеосъемку экзамена и высылают в головной ВУЗ. Периодически Институт осуществляет выездные проверки, отслеживая, в том числе, сроки переаттестации и профессиональную пригодность сотрудников центра.

Ознакомиться с договором оказания услуг по проведению комплексного экзамена (от 16 января 2020 года) нам удалось на сайте АНО ДПО Учебный центр ИТЦ Эксперт. Отметим, что, как и в случае с Воронежским университетом, в пункте 1.4. договора прописано отсутствие у заказчика услуг прав на делегирование полномочий по организации комплексного экзамена третьим лицам и на заключение договоров субподряда.

Принимая во внимание все вступившие в силу за 2021-2022 гг. изменения законодательства в части проведения экзамена, к вышеописанным пробелам модели можно добавить 1 пункт:

Планировка помещения. Требования не прописаны. Тут важно отметить, что отсутствие в центре раздельных аудиторий создает условия для присутствия при проведении экзамена посторонних лиц и мешает установить реальный образовательный уровень мигранта. С другой стороны, отсутствие четких норм планировки позволяет трактовать их как угодно и формально подходить к выявлению нарушений.

3. Головной уполномоченный ВУЗ — ИП

Еще один пример отбора контрагентов головным ВУЗом — РГПУ им. Герцена.

Один из партнеров университета, индивидуальный предприниматель Зафер Косе, оказался героем криминальных сводок по Балабаново за февраль 2023 г.

Причем он уже упоминался в связи с нарушениями миграционного законодательства в прошлом году в Благовещенске.

Ознакомиться с договорной моделью в данном случае не получилось, поскольку у ИП нет сайта. Однако выясняется иной примечательный факт. ИП Косе, по нашей информации, является гражданином Турции, что продолжает историю об участии иностранных лиц в процессах управления миграционными процессами на территории России.

Постановка проблемы

Все вышеизложенное приводит к нескольким тезисам:

  1. Головные ВУЗы, ведущие экзаменационную деятельность в масштабах всей России, не обладают исчерпывающими критериями оценки и удалённого отбора контрагентов, а также инструментами оперативного и постоянного контроля стандартов их деятельности.
  2. Действующая модель взаимоотношений ВУЗ-контрагент на основе агентского договора не содержит единых четких требований к оформлению и оснащению помещений или используемым программным средствам и как итог не обеспечивает достаточную дисциплину партнерских компаний.
  3. Слабый контроль деятельности контрагента со стороны ВУЗа создаёт условия для многочисленных эпизодических и систематических нарушений порядка проведения экзамена, подпадающих под КоАП РФ, а в отдельных случаях — УК РФ.
  4. Отсутствие единого и понятного регламента деятельности региональных центров (экзаменационных площадок) усложняет работу надзорных органов, не всегда четко понимающих основания работы центра и разграничивающих административные и уголовные нарушения при проведении комплексного экзамена.
  5. Пробелы договорной модели повышают репутационные и финансовые риски уполномоченного ВУЗа в связи с деятельностью недобросовестных контрагентов. Криминализация сферы проведения экзамена среди иностранных граждан снижает мотивацию ВУЗа к активному участию и развитию данной деятельности.

Как итог, действующая модель договоров и разрозненных ВУЗовских инструкций никак не препятствует появлению в рядах контрагентов недобросовестных и сомнительных компаний, нарушающих законодательство РФ.

Это исключает нормальный контроль формы и порядка проведения экзамена, а также полную сохранность экзаменационных архивов, данные которых необходимы для прогнозирования миграционных процессов и совершенствования качества их управления.

В целом препятствия в деле установления образовательного уровня прибывающих в РФ иностранных граждан создают угрозу национальной безопасности страны.

Данным материалом Media-MIG ставит проблему и продолжит ее освещение по итогам получения официальных ответов от уполномоченных ВУЗов, участников рынка миграционных услуг и юристов.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях, Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter