/ De facto / Искажение миграционных проблем ведёт к деградации российского общества
De factoважная тема
Искажение миграционных проблем ведёт к деградации российского общества

Как поверхностное информационное освещение миграционной повестки разрушает основы государственной культурной политики России.

18 апреля 2023Борис Резухин
© Shutterstock

В рубрике «De Facto» Media-MIG регулярно показывает, как просто последствия миграционных нарушений выдают за их причину. Сахарово, Благовещенск, Красноярск, Новосибирск, Горно-Алтайск — в каждом случае некомпетентное управление на том или ином участке миграционного контроля влечет общественное недовольство иностранцами, которые мусорят, захватывают рынки, наводняют городские поликлиники и т.д. Чему удивляться — это дикий мигрант — уверяют СМИ и соцсети, забывая, что в теории для нормального управления миграцией существует и стоит немалых бюджетных средств целый аппарат. Так ускользает важный тезис — именно чиновничьи бездарность и корысть сталкивают людей в невыносимых условиях.

Мы много писали и продолжим писать о том, как миграционные злоупотребления и коррупция нарушают национальную безопасность, политические и экономические интересы России.

Сегодня — время поразмышлять о делах культурных.

25 января 2023 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики». Многие поправки напрямую связаны с проблемами современной миграционной повестки и сопутствующих социальных отношений.

Абзац, открывающий Основания для выработки государственной культурной политики, сообщает, что «Конституция Российской Федерации закрепляет статус культуры как уникального наследия многонационального народа Российской Федерации...».

За последние годы стало популярно высмеивать «многонациональность» России. Вдохновение ораторы черпают не только во внутренних проблемах государства, но и в куда более плодородной теме международной миграции.

Не зря в СМИ порой возникает симптоматичная путаница и образ условного дагестанца/чеченца смешивается с образом условного узбека/таджика/азербайджанца. Негативное восприятие последних легко распространяется и на народы РФ, что, очевидно, подтачивает многонациональное единство. Неслучайно этот пункт в новой редакции «Основ...» поднялся на первую строчку перечня наиболее опасных для будущего России рисков.

Пункт «снижение интеллектуального и культурного уровня общества» в этом перечне опустился на условное второе место, но и здесь вновь — неразрывная связь с манипуляциями сюжетами миграции. Ведь каждый раз, развивая тему «мигрант-нарушитель» и умалчивая о бездарном сервисе, который всячески такой статус обеспечивает, СМИ работают в пользу нетерпимости и против общества.

Выделяется целый комплекс идеологических уловок.

1. Начнем с того, что, скрывая управленческие проблемы, повестка настойчиво формирует образ «угнетаемого русского народа». В чисто западных традициях среди наших сограждан поощряется позиция жертвы, которую чем-то обделили:

  • мигрант везет в Россию болезни (привет новосибирской ООО «Алекс» сети медцентров «Вита-мед», где медсправки иностранцам оформляли без их присутствия на медкомиссии, привет ведомствам, ответственным за медицинский контроль);
  • мигрант отбирает твою работу (привет снижению безработицы и всем страстно желающим устроиться дворниками, арматурщиками или швеями);
  • мигрант трудится нелегально и не платит налоги (привет генеральному директору компании «БалтМетСтрой» Татьяне Глазковой и ее единомышленникам по всей России);
  • мигрантов вообще очень много (привет Владиславу и Алине Зараевым из Новосибирска, оформлявшим иностранцам поддельные вызовы на лечение, привет Ольге Тимофеевой и Гуляре Рагимовой, оформлявшим иностранцам поддельные трудовые договоры);
  • мигрант нарушает традиции и нормы поведения в России (привет ответственным за его обучение и адаптацию);
  • мигрант не владеет русским языком (привет всем, кто продает сертификаты о прохождении комплексного экзамена, привет Рособрнадзору).

Насколько такая подача согласуется с формированием гармоничной развитой личности, как главной цели государственной культурной политики, очевидно. Достаточно почитать комментарии к публикациям о гуманитарных проектах, нацеленных на взаимодействие с иностранными гражданами, о развитии образовательной миграции, даже о нарушении прав мигрантов.

Так вместо великой русской культуры человеку прививают ущербность, нетерпимость, пораженчество. Воспитывается сознание не того, кто способен понять и решить проблему, а того, кто жалуется.

2. Избегая освещения управленческих проблем, СМИ и соцсети формируют представление о международной миграции, как об исключительном вредном неуправляемом явлении. В итоге из «аргументированного» бессилия исполнительной власти проистекают самые неадекватные инициативы, как в случае с кампанией по отмене комплексного экзамена для иностранных граждан — потому что сложно и потому что коррупция.

  • Подход препятствует решению задач государственной культурной политики в области русского языка, статус которого страдает не только в самой России по мере массового въезда неговорящих мигрантов, но и за рубежом. Странно рассуждать о повышении интереса к русскому языку и русской культуре в мире, если мы не способны выстроить модель образовательного контроля;
  • Под сомнение ставится и актуальность задач в области международных культурных и гуманитарных связей. В первую очередь по линии российского приграничья. При курсе как на визовый режим со странами Центральной Азии, так и на свободный въезд мигрантов без привязки к образовательному уровню развитие данного направления лишается всякого смысла.

В результате в дополнение к недовольному мысленно угнетаемому гражданину государство получает замкнутое, нацеленное на изоляцию культурное пространство, без перспектив развития потенциала общества, личности и сохранения гражданского единства.

3. Сокрытие неполноценности управленческого сервиса в сфере миграции искажает информационную среду.

Пример — тема преступности среди иностранных граждан, которую используют как аргумент в пользу полного отказа от использования трудовой миграции. По статистике МВД и Генеральной прокуратуры России, на эту категорию за последние 4 года приходится 35-40 тыс. преступлений в год (пиковое значение — в 2022 году).

 

Совершено преступлений гражданами стран-членов СНГ

В абсолютном исчислении

Сравнительно с прошлым годом (в %%)

Удельный вес среди общего числа расследованных преступлений в РФ

2019 г.

31 тыс.

-9,7%

2,9%

2020 г.

30,8 тыс.

-0,6%

3%

2021 г.

28,5 тыс.

-7,5%

2,8%

2022 г.

32,9 тыс.

+15,5%

3,2%

Источник: Состояние преступности России, 2019-2022 г. МВД России, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр».

Как видно из таблицы, на протяжение 2019-2021 гг. количество преступлений, совершенных гражданами стран СНГ, включая граждан Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, чаще всего являющихся героями криминальных сюжетов СМИ, снижалось.

Распределения внутри данной группы по гражданству стран-исхода нет, т.е. преступления условно «братских» белорусов выделить нельзя, как нельзя разделить уголовные и административные преступления.

Вместе с тем, по заявлению главы СК России Александра Бастрыкина, за 2022 г. кратно увеличилось число совершенных иностранцами тяжких и особо тяжких преступлений (893 уголовных дела), а также преступлений против половой неприкосновенности (737 уголовных дела). Всего в суды было направлено более 2 000 дел.

Отталкиваясь от этих цифр, получаем проблемную тенденцию, из которой при желании легко сделать подходящую «рекламу» всей миграции как явления.

Возьмём округленные 2 000 резонансных уголовных преступлений, совершенных гражданами СНГ, и разделим на 365 дней в году. Получим около 5 случаев в день — для постоянного нагнетания ужасающей картины бандитизма в паре телеграм-каналов и утверждения мигрант = преступник — более чем.

Отражает ли подобная информация объективную действительность?

Для ответа на этот вопрос приведем такой пример. Среди источников о повседневной жизни Красной Армии исследователи изучают политические сводки о внеслужебном быте и моральном облике командиров. Как показывает критический анализ этих документов, политработники ставили целью обнаружение и оперативное устранение аномалий, с которыми сталкивался командир, именно поэтому описывали самые уродливые примеры. Складывающаяся на их основе непривлекательная картина отражает лишь комплекс актуальных проблем и не исчерпывает вопроса о реальном положении дел.

Так же в случае с освещением миграционной повестки. Криминальные сводки дают представление только об одной стороне явления. Ограничиваясь этими сведениями, СМИ сужают кругозор читателя, погружая в искажённую информационную среду.

Таким образом, смещение акцентов миграционной действительности, ее фрагментарное и пристрастное освещение, замалчивание реальных проблем в управлении сложными процессами прямо противоречит целям и задачам государственной культурной политики России, способствуя разложению и деградации российского общества.

В выигрыше остаются представители исполнительной власти, пасущиеся на тучных пажитях межличностных и межнациональных конфликтов.

В соответствии с утвержденными изменениями «Основ государственной культурной политики» отчитываться об этих успехах предстоит, в том числе, Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации в своем ежегодном докладе президенту о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter