27  Января  2023,  Пятница
/ Проблемы и решения / Экзамен пустоты. Тайны Минобрнауки России в мигрантских архивах
эксклюзив
Экзамен пустоты. Тайны Минобрнауки России в мигрантских архивах

Период многовластия в управлении миграционными процессами завершается. Итоги его неудовлетворительны.

© MEDIA-MIG / Мохова Елена

Упразднение в 2016 году ФМС РФ укрепило разобщенную работу ведомств, каждое из которых решало собственные задачи и следовало собственным курсом. Разные методики учета мигрантов мешали созданию единой информационно-аналитической базы, что ослабляло контроль за ситуацией. Ускользая от статистики, миллионы иностранных граждан хаотично перемещалась по территории государства. Социально-экономический баланс нарушался, а перед коррупцией открывались все новые неосвоенные пространства.

2020 год, когда пандемия COVID-19 притормозила мобильность населения, стал поворотным в борьбе с этими явлениями. Необходимость централизованного управления становилась все очевиднее, и в феврале 2022 года Владимир Путин подписал указ о создании Межведомственной комиссии Совбеза РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики. Первым пунктом в описании ее функций указан анализ миграционной ситуации в стране. Потребуется нормальный обмен информацией между включенными в комиссию блоками: силовым, экономическим и научным. Есть ли чем поделиться последнему — большой вопрос.

Минобрнауки России свою составляющую миграционного сервиса обеспечить так и не сумело — с 2021 года основные полномочия в этой части отошли правительству РФ.

Организованный министерством порядок проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан, которые претендуют на проживание и трудоустройство в нашей стране, дает лишь мизерный отсев девиантов. Приезжему нужно ответить на единственный вопрос: есть ли в твоем кошельке несколько тысяч рублей для нашей бедной системы образования? Остальное неважно. Не воспринимаешь культуру Россию и презираешь принимающее общество — ты все равно желанный гость. Стоит ли удивляться, что падение образовательного уровня внешней миграции, которое началось еще в первой половине 2000-х гг., продолжается?

Особенно характерно, что ведомство не озаботилось систематическим сбором статистики по этому направлению. Основную массу мигрантов, приезжающих в Россию на заработки, закон обязал сдавать комплексный экзамен с 2015 года, однако в распоряжении ученых сегодня имеются лишь неполные, хотя и весьма красноречивые данные Росстата.

В-третьих, к услугам ООО «Райзинг Байт» по дальнейшей модернизации АСПТ ПсковГУ решил не прибегать. Этим занималась другая компания — ООО «Интеллектуальная Разработка». Тут никаких загадок уже нет.

Свое ПО оперативно разработали и в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина. В 2015 году государственную регистрацию в реестре программ для ЭВМ получили две компьютерные системы: тестирования трудящихся мигрантов по русскому языку и сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному. Описание у программ одинаковое. Они созданы для составления тестовых заданий, автоматизированного проведения параллельного управляемого тестирования нескольких групп при неограниченном числе пользователей и получения статистических данных по результатам проведенного тестирования.

В 2018 году Институт зарегистрировал несколько систем под названием «Русский-тест», включая «Информационную систему тестирования», среди авторов которой указана ректор Маргарита Русецкая. В 2021 году вышла «Автоматизированная система учета и печати сертификатов 2.0».

Ни описания этих программ, ни тем более руководства пользователя на сайте не размещено. Согласно отчету о самообследовании Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина на 1 апреля 2019 года, в рамках создания универсальной информационной системы онлайн-тестирования по русскому языку были решены задачи по формированию и выгрузке протоколов сессий, размещению обзорного видео экзамена, по выгрузке сертификатов в ФИС ФРДО и ИРСИОРТ.

Дополнительное представление о «Русском-тесте» дает также описание параметров системы хранения данных для продукта, которую Институт в 2020 году собирался приобрести за 2,1 млн рублей у ООО «Развитие систем связи и энергетики».

В подобной скрытности есть резон, если вспомнить все скандалы с продажей сертификатов Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Последний из них произошел в феврале 2022 года в Калужской области и привел к прокурорской проверке. Причем, как сообщило Правительство региона, на Институт приходится до 50% сертификатов об успешном прохождении экзамена, которые предъявляют не понимающие по-русски мигранты. То есть только через Калужскую область в вуз поступают сотни подложных архивов. Как это происходит и что покажет электронный след «Русского-теста», если ПО вообще существует и применяется, — страшная тайна.

Современная иерархия информационных систем, обеспечивающих движение и хранение экзаменационных архивов, устроена таким образом, что отсекает наиболее ценную и содержательную часть материалов от формализованной. Источником данных о прохождении иностранными гражданами комплексного экзамена служит именно вторая, что как минимум некорректно. Сокрытие архивов искажает представление не только об образовательном уровне мигрантов, но и о проблемах действующей системы подтверждения их уровня знаний.

С учетом целей, которые перед государственной миграционной политикой ставит президент России Владимир Путин, такое положение немыслимо. Централизацию управления внешней миграцией и повышение качества контроля за ее потоками должно сопровождать создание единой федеральной базы данных, содержащей в том числе видеозаписи, образцы голоса и почерка иностранных граждан. Одновременно в вузах должно быть положено начало их систематическому анализу и использованию в научных работах — трехлетнего периода для этого более чем достаточно.

На данный же момент государственным задачам, как это часто бывает в России, противостоят корыстные интересы. Устаревшие и существующие только на бланках свидетельства о госрегистрации, информационные системы отлично сочетаются с коррупционными схемами. Создается впечатление, что незаконная раздача сертификатов неграмотным мигрантам стала обыкновенной формой дофинансирования уполномоченных вузов, а возможно, и способом накопления премиального фонда для отдельных чиновников Минобрнауки России.

Как ни печально признавать, до сих пор российские центры просвещения наживались на темных массах. Эту практику пора пресекать.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter