Организованный набор трудовых мигрантов для замещения вакантных рабочих мест в России, будучи в идеале оптимальной схемой, на практике в течение ряда лет сталкивается со значительными трудностями самого разнообразного характера. Это связано со множеством переплетающихся в этой сфере интересов, которая к тому же не свободна от воздействия отраслевых лоббистов. Об этом немало говорилось на проведенном MEDIA-MIG международном круглом столе

С началом пандемии, оттока иностранных работников из России и формированием, как заявляют представители многих отраслей в РФ, дефицита рабочей силы проблемы организованного набора потребовали комплексного и быстрого решения. Под напором сложностей российские власти решили срочно апробировать сравнительно новый механизм завоза рабочей силы с постсоветского пространства, запустив его пока в Узбекистане, но с перспективой доработки и масштабирования, подключения Белоруссии, Киргизии, Таджикистана. 

Одним из несущих и сравнительно новых элементов проекта является доиммиграционное тестирование потенциальных трудовых мигрантов и в том, что касается состояния здоровья и профессиональных навыков. В целом проблема выглядит даже шире, речь может идти не только о тестировании, но и о подготовке, причем все это на стороне стран исхода мигрантов, но за счет запрашивающих рабочие руки российских работодателей. 

Любопытно, что о необходимости создания центров доиммиграционной подготовки доктор социологических наук Виктория Леденёва, например, писала еще в 2015 г.: «Создание центров доиммиграционой подготовки в странах исхода мигрантов и включение их в международную сетевую структуру по оказанию услуг в сферах трудовой миграции и занятости населения возможно посредством заключения заинтересованными государствами международных соглашений (договоров), первоначально в двустороннем порядке. Практическая реализация указанного прогрессивного подхода к регулированию трудовой миграции стимулирует увеличение на рынках труда государств — членов Содружества Независимых Государств доли работников, получивших подготовку в комплексных центрах в профессиональном и общекультурном отношении, способных легче адаптироваться и интегрироваться в государстве трудоустройства — Российской Федерации». Эксперт предлагала также, чтобы центры доиммиграционной подготовки были созданы и в России, в городах-миллионниках.

Реализуемый сейчас проект носит пока более ограниченный характер, а его перспективы по-разному оцениваются экспертами. Как заявил MEDIA-MIG глава Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор, «у меня неоднозначное отношение к этому. Мне представляется, что вопрос об эффективности этих схем пока остается открытым. Всем понятно, что механизмы контроля — разностороннего — нужны, есть много разных решений и предложений по этим вопросам. Хорошо уже то, что тема поднята на достаточно высокий уровень и какие-то механизмы апробируются. Как предлагаемые схемы сработают на практике, посмотрим. Сторона отправляющая, конечно, должна проводить какое-то обучение, но какое оно будет, как будут приниматься экзамены, какие в результате получатся специалисты, судить пока трудно. И конечно, есть вероятность того, что учиться они будут чему-то непонятному и получать непонятные сертификаты. Пусть стороны начнут применять эту схему, а потом надо будет все проанализировать. И не останавливаться на этом, потому что мигрантов нам нужно много. Главная мера должна все-таки состоять в том, что, приезжая на конкретную площадку, мигрант не должен ее покидать, А если покинул, то должен сразу выехать из страны или, если перешел на другую площадку, другой объект, человек должен получить новый документ. Чтобы никто не мог просто затеряться в толпе и заниматься непонятно чем».

В свою очередь представитель белорусского экспертного сообщества, директор Центра изучения евразийской интеграции Дмитрий Беляков в интервью MEDIA-MIG отметил, что приветствует инициативу проведения предварительного тестирования строительных мигрантов, подчеркнув, что она проходит в рамках приведения российского рынка труда в соответствие с евразийским законодательством: «Мне видится, что это больше коснется тех рабочих, чья специализация не требует специального образования, потому что на территории России признаются все дипломы, в том числе по строительным специальностям граждан Республики Беларусь, как и других стран ЕАЭС. Кроме того, это выгодно и самим мигрантам, особенно из Таджикистана и Узбекистана, потому что в большей степени защитит их права с точки зрения охраны труда, доступа к медицинским услугам и т. д. Белорусы как граждане союзного государства в российских медучреждениях обслуживаются в полной мере. Но главная цель этой инициативы, мне кажется, это осуществление учета иностранных трудящихся. В Москве и других крупных российских городах все чаще слышны призывы поставить миграционные потоки под более плотный контроль. На мой взгляд, это правильно», — считает белорусский эксперт.

Аналогичного мнения придерживается и сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков: «В России сейчас идет строительный бум, при этом, как известно, строительство — это один из тех секторов, где ощущается нехватка рабочей силы. В этой связи сейчас строительные компании нередко вынуждены нанимать неквалифицированных рабочих, т. е. тех, кто не имеет какой-либо строительной специальности и опыта в этой сфере. Поэтому, на мой взгляд, Россия своевременно и оправдано предпринимает этот шаг, который позволит российской стороне, во-первых, привлекать на строительные объекты квалифицированных специалистов, во-вторых, поможет регулировать потоки рабочей силы и снизить нелегальную миграцию. Что касается Киргизии, то эта инициатива, как мне кажется, может послужить для республики хорошим стимулом к увеличению прежде всего профессиональных училищ, где будут готовить специалистов именно для строительных работ», — поделился с MEDIA-MIG своим видением ситуации эксперт из Киргизии. 

Таджикский независимый исследователь, политолог и востоковед Парвиз Муллоджанов также уверен в том, что проведение предварительной квалификационной проверки мигрантов направлено на усиление контроля миграционных процессов со стороны государства, тогда как выгоды для иностранных рабочих ему видятся сомнительными. «Сейчас в России стараются максимально легализовать миграцию, поставить ее в контролируемые рамки. Поэтому, на мой взгляд, предварительные экзамены больше нужны принимающей стороне, т. е. России, это часть ее политики. Для большинства мигрантов это дополнительное препятствие. Они должны кучу бумаг оформлять перед выездом, потом еще кучу бумаг оформлять по прибытии, а это дополнительные расходы и дополнительные проблемы. Это еще один шаг в сторону бюрократизации процесса, что для мигрантов не есть хорошо. Кроме того, это открывает дополнительные возможности для коррупционеров», — считает собеседник MEDIA-MIG. 

Злата Симаш