01  Декабря  2022,  Четверг
/ Проблемы и решения / О настоящем и будущем русского языка как иностранного
О настоящем и будущем русского языка как иностранного

13 октября состоялся экспертный круглый стол «Об актуальных вопросах государственного тестирования по русскому языку как иностранному». Одной из главных повесток стала резонансная инициатива Министерства просвещения РФ.

17 октября 2022Михаил Дроздовский
© РУДН, телеграм-канал университетского института русского языка

На период сокращения дипломатических отношений научно-образовательное и культурное сотрудничество продолжает обеспечивать важнейшие каналы внеполитических межгосударственных контактов. Это — признак цивилизованного мира, отличающий Россию от многих стран Европы. О достижениях российских ВУЗов на данном направлении в 2022 г. «МЕДИА-МИГ» писал в одной из публикаций, проводя исторические параллели.

Роль тестирования по русскому языку как иностранному в деле взаимодействия с другими странами стала центральной темой экспертного круглого стола, проведенного в рамках программы VI Международного конгресса в Институте русского языка Российского государственного университета дружбы народов.

Интерес к организации ТРКИ в ряде государств, власти которых открыто демонстрируют неприязнь к русскому миру, а также растущие показатели проведенных сессий, не стали, по общему мнению участников мероприятия, неожиданностью. Факты хорошо известны профессионалам — за многолетнюю, начиная с 1992 г., историю развития тестирования накоплены богатый организаторский опыт и основательная научно-методическая база. За рубежом устоялся авторитет российских ВУЗов и сертификатов ТРКИ.

Заложенные связи выдерживают и беспрецедентное политическое давление в условиях проведения Специальной военной операции. В качестве примера директор ИРЯ РУДН, член Экспертно-консультационного совета по вопросам миграции при Главном управлении по вопросам миграции МВД России Анжела Викторовна Должикова привела Германию. Потребность в знании русского языка объясняется немецкими коллегами необходимостью сохранения контактов с Российской Федерацией.

Растут перспективы развития системы тестирования в государствах Азии.

цитата

Хочу особо отметить, что канал академического сотрудничества в области обучения русскому языку остается рабочим».

Анжела Должикова,
директор Института русского языка РУДН

Дискуссию продолжило выступление советника Министра науки и высшего образования Российской Федерации Елены Вадимовны Тумаковой, которая отметила перспективы расширения области применения ТРКИ как инструмента образовательной системы.

Преимущества проведения тестирования за рубежом через представительства различных ВУЗов выделила начальник отдела по продвижению русского языка Управления образования и науки Россотрудничества Ольга Сергеевна Кузоятова. Формат позволяет сохранить ТРКИ строго в русле образовательной, а не политической деятельности, что устраняет ненужные риски особенно в нынешних реалиях.

Участники круглого стола © РУДН, телеграм-канал университетского института русского языка

Участники круглого стола © РУДН, телеграм-канал университетского института русского языка

Тем более контрастно, вразрез с большинством оценок прозвучала инициатива Министерства просвещения Российской Федерации по кардинальному изменению принципов управления государственной системой ТРКИ. Суть ее заключается в переходе от самостоятельной вузовской практики к тотальному единоначалию под эгидой не научно-образовательных организаций, а под эгидой фонда Русский мир.

В ходе круглого стола эксперты пришли к выводу, что сформулированное Министерством просвещения предложение является непродуманным и его реализация приведет к разрыву формировавшихся десятилетиями гуманитарных контактов, а также существенно ослабит позиции русского языка за рубежом.

Эксперты единогласно отметили необходимость совершенствования методического обеспечения государственного тестирования, при этом предложили не изменять организационную модель, эффективно работающую более 20 лет.

Как и в первый день конгресса был поднят вопрос о нормативном закреплении единого уровня владения русским языком для иностранных абитуриентов, которые претендуют на поступление в российские ВУЗы. Таковым должен стать уровень В1+, включающий профильный академический минимум для успешного обучения на различных факультетах, включая самые популярные, как, например, медицинский. Единые языковые требования станут ориентиром для будущего соискателя и снизят нагрузку на ВУЗ, которому нередко приходится изыскивать дополнительные средства и возможности для доучивания слабо подготовленных по русскому языку студентов.

Первый проректор по молодежной политике и организации приема Санкт-Петербургского государственного университета Александр Вячеславович Бабич подчеркнул, что во главе угла при организации ТРКИ стоит некоммерческий интерес и особо отметил открытость системы, которая позволяет отбирать образовательные организации для проведения тестирования.

Каждый из выступающих указал на необходимость обновления и унификации методических материалов ТРКИ. Эти предложения авторитетно резюмировала заведующая кафедрой русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Любовь Павловна Клобукова, рекомендовав создать научно-методический совет по вопросам преподавания РКИ и лингводидактического тестирования.

Прошедший на базе ИРЯ РУДН содержательный круглый стол продемонстрировал несколько важных моментов.

Несмотря на разрушение прежнего миропорядка, научное академическое сообщество сохраняет широкие возможности для поддержания межгосударственных связей. Развитие образовательных практик, и в первую очередь — ТРКИ, остается важной гуманитарной миссией России, как проводника цивилизованного мира, несущего созидательную повестку.

Эксперты ведущих российских ВУЗов федерального и регионального уровней солидарны в выявлении и противостоянии безрассудным или формальным инициативам, которые исходят от малознакомых с реалиями чиновников.

При этом сам факт появления инициатив «сверху», способных нанести ущерб системе ТРКИ в условиях ожесточенной борьбы за умы образованной молодежи по всему миру является очередным тревожным сигналом.

Система ТРКИ, основанная на автономии российских ВУЗов, обеспечивает разнообразие практик, возможность обмена опытом и определения ключевых вопросов, требующих совместного решения. Межведомственная структура для координации этой деятельности может быть создана в ближайшее время.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter