01  Октября  2022,  Суббота
Культурный код / Преодоление социальных барьеров
Преодоление социальных барьеров

Какой подход должен стать основой интеграции детей мигрантов в России — этнокультурологический или социальный?

21 октября 2021Александра Вержбицкая
Фото: ©lana1501/Фотобанк Лори

В октябре 2021 г. в Ленинградской области стартовал третий этап проекта, посвященного социокультурной адаптации детей мигрантов. Организаторами мероприятия выступили «Единый миграционный центр» и Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Реализация этого проекта началась еще в 2020 г., но в связи со сложной эпидемиологической ситуацией и введенными карантинными ограничениями все мероприятия были отложены до 2021 г. Основной целью программы стало обучение младших школьников из семей мигрантов русскому языку, традициям Российской Федерации и культуре поведения в российском обществе. Методику преподавания разработали сотрудники РГПУ им. А.И. Герцена и работники Государственного музея истории религии. Новый этап проекта организаторы посвятили традиционной кухне, культуре праздничной трапезы, а также национальным и религиозным традициям РФ. 

Подход к интеграции детей мигрантов путем проведения мероприятий, посвященных культуре и традициям принимающей страны, не единственно возможный. Более того, как считают представители некоторых других общественных организаций, занимающихся образованием и адаптацией иностранных граждан, этот метод иногда оказывается архаичным, поэтому необходимо прибегнуть к иным способам социокультурной адаптации иностранцев. 

Корреспондент MEDIA-MIG побеседовала с Артемом Слётой, представителем региональной общественной организации «Дети Петербурга», оказывающей волонтерскую помощь детям трудовых мигрантов, на тему других возможных путей интеграции. Как считает эксперт, культурный аспект интеграции по большей части действительно переоценен, а гораздо большее значение имеют социальные факторы. 

«Интеграция — преодоление социальных барьеров. Человек, который приехал сюда в трудовую миграцию или ищет убежища, сталкивается со многими социальными барьерами в доступе к каким-либо базовым благам: медицинской помощи, системе образования. Интеграция для нас — помощь людям устроиться в жизни, в социальные институты. Необходимо, чтобы они знали, где учиться ребенку, где провести свободное время, чтобы они получили правовую поддержку в случае необходимости, чтобы они не чувствовали себя исключенными в первую очередь на социальном уровне», — комментирует спикер. 

Как считает спикер, этнографический подход в вопросах адаптации иностранных граждан и их детей практически не имеет ничего общего с реальностью. В век тотальной глобализации и мультикультурализма люди очень многое утратили из своих национальных традиций и культур, поэтому делать акцент именно на этом факторе не имеет смысла: «Я часто говорю о том, чтобы люди забыли этот набор клише про культуру, интеграцию, все, что они по этому поводу читали и где-то слышали. 

Необходимо заняться социальными вопросами и позволить людям быть собой. Потому что доступ к образованию уже решит очень много проблем. Если ребенок знает русский язык и ходит в школу, он преодолевает многие барьеры.

Вам не нужно поить ребенка чаем из самовара, чтобы он стал русским», — подводит итог своим рассуждениям Артем Слёта. 

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Телеграмм.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter