Если играть в ассоциации, то первоочередными ассоциациями к слову «мигрант», скорее всего, станет дефицит, нехватка кадров, строительная отрасль – именно об этом сейчас пишут и говорят больше всего. Действительно, сегодня ряд отраслей не может обойтись без помощи иностранцев, так как россияне в силу ряда причин не торопятся занимать рабочие места, а зачастую и просто не могут, так как сфера среднеспециального образования, особенно в части подготовки кадров для строительной отрасли, не готова поставлять квалифицированных рабочих в необходимых количествах. Трудовая миграция в целом и трудовые мигранты, приезжающие в Россию, в первую очередь, из стран постсоветского пространства – несомненный фактор устойчивого развития экономики в современном мире. Причем фактор многослойный, динамичный и постоянный.

Об этом говорят сегодня многие. Меньше анализируется геополитический аспект вопроса, в рамках которого правомерно рассматривать роль трудовых мигрантов в формировании и поддержании дружественных плодотворных отношений с сопредельными государствами.

Этот вопрос отчасти затрагивался на недавно проведенном по инициативе MEDIA-MIG международном отраслевом круглом столе по вопросам организованного набора. Рассматривалась, в частности, роль диаспор, и точки зрения спикеров разошлись: от отрицания наличия диаспор как организованного, консолидированного элемента вообще и в связи с этим их нулевой роли в налаживании мостов между культурами до подчеркивания позитивного вклада национальных объединений. Такой же разнобой мнений существует и по отношению к культурно-политико-объединительной деятельности государственных структур, например, Россотрудничества – одни группы экспертов считают оптимальным и эффективным проводимый курс, другие хотели бы каких-то его модификаций и актуализации, третьи вообще считают всю эту и подобную работу не более, чем ритуальными плясками.

Более или менее едины специалисты, пожалуй, только в том, что одним из наиболее достоверных каналов информации и источников мнения о жизни в России являются личные впечатления, которые трудовые мигранты транслируют в разговорах с родственниками и знакомыми.

Эти впечатления о стране и ее гражданах у приехавших в Россию формируются в ходе ежедневных контактов с окружающей действительностью: в ходе оформления документов, получения социальных услуг, на работе и в быту. «Однако, сегодня у большинства представителей политической элиты вряд ли есть даже осознание необходимости работы в таком ключе, – отмечает эксперт ГК «Аксиома» Степан Ковалев.

С этим мнением можно поспорить: за последние годы многое сделано для того, чтобы трудовые мигранты могли максимально благополучно и быстро вписаться в новые обстоятельства: совершенствуется миграционное законодательство, правоприменительная практика, работают оснащенные современной техникой и комфортные миграционные центры, процедуры тестирования, оформления сертификатов, патентов проходят максимально организованно, и та же компания «Аксиома», другие участники рынка миграционных услуг, включая власти, немало для этого сделали и делают.

Тем не менее, видимо, есть все же рациональное зерно в том, чтобы научиться производить хорошее впечатление у легально приезжающих к нам людей всегда, во всех обстоятельствах и ситуациях и научиться эти впечатления конвертировать в долгосрочные симпатии и взаимное понимание.  MEDIA-MIG приглашает экспертов, ученых, отраслевиков к открытому разговору на эту тему на нашей площадке.

Евгения Шерман