Многие мигранты из Центральной Азии работают в курьерской доставке, спрос на которую подскочил до невиданных высот вследствие развития электронной коммерции на фоне пандемии. 

Однако эксперты прогнозируют, что падение реально располагаемых доходов россиян приведет к снижению спроса на курьерскую доставку — люди предпочтут самостоятельно пойти в магазин, чтобы не платить за услуги курьера. 

Этот вид трудовой деятельности начал пользоваться спросом в крупных городах России уже довольно давно, а пика популярности достиг с приходом пандемии COVID-19. Бурное развитие e-commerce привело к ощущаемому дефициту сотрудников, что отразилось на поступательном росте заработных плат в секторе. Согласно данным агентства HeadHunter, на которые ссылается РБК, весной 2019 года курьерам предлагали в среднем работать за 35 тыс. рублей в месяц, весной 2020-го — за 40 тыс., а в 2021 году московский курьер мог рассчитывать на зарплату примерно 86 тыс., тогда как его провинциального коллегу приглашали развозить заказы за 69 тыс. рублей. Указанные суммы не означают, что курьеры получали ровно столько, поскольку в большинстве компаний заработок зависит от индивидуального КПД сотрудника, а часть доходов «съедается» штрафами. Однако, несмотря на некоторые нюансы, тренд очевиден — рынку были нужны курьеры, и за них были готовы платить. 

Спрос не остался незамеченным: все больше мигрантов шло работать курьерами. Причина перетекания людских ресурсов в эту отрасль кроется не только в зарплате — в сфере строительства, переживавшей бум из-за низких ставок ипотеки, к слову, тоже начали расти зарплаты отдельных категорий работников. Однако мигранты все чаще стали выбирать именно доставку, в которой требуется меньше физического труда, чем на стройке или в сельском хозяйстве. Еще одним фактором, который привлекает мигрантов в курьерской доставке, можно назвать гибкий график работы, что очень ценят иностранцы, вынужденные устраиваться сразу на несколько работ, чтобы перекрыть расходы на жизнь в столице и что-то отправить домой. Наконец, молодое поколение ценит возможность познакомиться с городом. 

Еще в середине февраля электронной коммерции в России пророчили дальнейшее развитие семимильным шагами, но с 24 февраля многие экономисты предсказывают структурные изменения в российской экономике, технологическое отставание, снижение доходов населения, что уже видно по темпам инфляции. Ожидается, что люди будут меньше пользоваться доставкой. Отчасти снижение активности пользователей доставки продуктов зафиксировал Тинькофф-банк, по данным которого в марте число заказов готовых блюд и еды из магазинов снизилось примерно на 15%.

Негативные тенденции стали наглядно прослеживаться на рынке труда. В аналитическом докладе HeadHunter видно, что число вакансий в курьерской доставке сильно упало в конце феврале и в марте, тогда как число размещенных резюме выросло.

Кроме того, есть основания полагать, что у многих курьеров снизилась заработная плата. По сообщениям «Коммерсанта», ссылающегося на лидера общественной организации «Курьер» Кирилла Украинцева и опрошенных экспертов, в Delivery Club произошел пересмотр тарифов, из-за которых доставщики еды потеряли около 20% от среднего дохода. Сотрудники компании выходили на забастовки, хотя этот факт отрицается ее представителями.

Более свежие данные демонстрируют некоторое оживление рынка вакансий. Так, согласно аналитике сервиса Superjob.ru, с 16 по 23 мая 2022 года наблюдается рост числа вакансий на 11% в службах доставки, а за последнюю неделю мая количество таких позиций выросло на 7%. Именно курьерская доставка стала лидером по приросту вакансий в целом по стране за май — на 26% больше, чем в апреле.

Анализ размещенных вакансий рекрутингового сервиса HeadHunter показывает, что такие крупные компании, как Яндекс.Курьер, Яндекс.Еда, СберМаркет и прочие обещают курьерам заработок от 50 до 100 тыс. рублей в месяц. Еще больше предлагают курьерам на собственных автомобилях — их может ждать заработок от 60 до 150 тыс. рублей в месяц.

За объяснением трендов отрасли и прогнозов в этой сфере журналист «МЕДИА-МИГ» обратился в пресс-службы компаний Яндекс.Еда и Delivery Club, однако на момент публикации комментариев получить не удалось. Представитель компании экспресс-доставки продуктов «Самокат» отказался обсудить фиксируемые в отрасли тренды.

Пока курьерская доставка является аттрактором мигрантов, конкурируя с привычными сферами занятости иностранцев, такими как строительство, сельское хозяйство, ЖКХ. Вместе с тем экономическая стагнация в России потенциально может привести к сокращению рабочих мест в отрасли. Уменьшение количества вакансий, помноженное на большое количество желающих работать курьерами, особенно в контексте открытия границ между Россией и странами Центральной Азии, может привести к стабилизации роста заработных плат в секторе. 

Сергей Филимонов