Новый «миграционный кодекс», анонсированный в июле прошлого года МВД России, находится в стадии «скорого вступления в силу». С таким заявлением на мартовском заседании комиссии Совбеза РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики выступил Дмитрий Медведев.

«…в скором будущем планируется принять новый закон, который будет регулировать все вопросы въезда, выезда и пребывания иностранцев в нашей стране», — сказал, в частности, зампредседателя Совбеза. 

Данный законопроект с рабочим названием «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» вызвал бурную полемику в информационном пространстве. 

«МЕДИА-МИГ» также не стоял в стороне общественной дискуссии и посвятил инициативе силового ведомства несколько публикаций (1, 2, 3, 4, 5, 6). Повышенный интерес к этой законодательной новации вызван тем, что она содержит несколько принципиально новых подходов к регулированию миграционной политики и, в случае принятия, отменяет действующие ныне 115-ФЗ и 109-ФЗ («О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» соответственно).

Приведем краткий обзор новшеств законопроекта:

– Возможность смены цели пребывания без выезда из РФ.

– Введение реестра недобросовестных приглашающих лиц.

– Три миграционных режима: режим краткосрочного пребывания (менее 90 дней), режим долгосрочного пребывания (более 90 дней) и постоянное проживание (бессрочно). 

– Внедрение электронного реестра работодателей и электронного реестра иностранных работников (без включения в реестр нельзя ни нанимать иностранцев, ни иностранцам трудоустроиться).

– Вводится понятие «административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан» и новый правоохранительный режим «Контролируемое пребывание».

– Иностранцев обяжут подписывать соглашение о лояльности.

– Вводится единый документ с электронным носителем информации, срок действия — 10 лет.

– Обязанность подтверждать владение русским языком возложена только на претендующих на постоянное проживание (ст. 62 и ст. 59, часть 1, п. 2 законопроекта).

Если предложения по унификации миграционных режимов и более широкому применению информационных технологий у экспертного сообщества вопросов не вызывают, то самые горячие споры родились из-за предлагаемой отмены экзамена по русскому языку. 

С годами доля мигрантов, изучавших русский язык еще в системе советского образования, неуклонно снижается, им на смену приходят новые, зачастую не говорящие по-русски поколения. 

Позиция иерархии работодателей от условного начальника смены до условного министра строительства понятны: им нужны иностранные рабочие, где главный критерий — квалификация. Дьявол же, как обычно, в деталях: какими бы совершенными ни были методики проверки уровня профессиональной подготовки, они в межгосударственных механизмах найма трудовых мигрантов могут быть только на русском. 

У МВД России тоже понятный мотив: оставить себе только миграционный учет, погрузив его в цифровую среду и отбросив неподъемную ношу в виде образовательной части обязательного пакета документов. 

Если же взглянуть на проблему под более широким углом, то любая искусственная анклавизация, будь то по территориальному, национальному, языковому или социальному признаку, всегда будет «играть» против интеграции иностранных граждан в российское общество. И русский язык — основной инструмент этой интеграции. До сих пор нет статистических данных о том, сколько детей мигрантов не посещают российские учебные заведения. По самым осторожным оценкам, их доля намного больше категории детей, учащейся в школах. О какой социализации ребенка можно говорить в этом случае? Ребенка, который вскоре станет взрослым. 

Подвести под определение «законопослушный мигрант — говорящий по-русски мигрант» можно и опасения ведомств, обеспечивающих безопасность страны. «Одним из угрозообразующих факторов обострения криминогенной ситуации является проникновение на территорию России приверженцев радикальных религиозных течений, осуществляющих пропагандистскую и вербовочную деятельность, в том числе в местах массового проживания и работы иностранных мигрантов», — заявляет секретарь Совбеза РФ Патрушев. Насколько значима адаптация и интеграция мигрантов в этом контексте, — вопрос риторический. 

На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов, где опубликован обсуждаемый законопроект, разработчик разместил сводку предложений, полученных на этапе публичных обсуждений. Среди предложений была затронута и тема «отмены» экзаменов по русскому языку:

«В проекте закона «потеряно» требование к иностранным гражданам, получающим статус долгосрочного пребывания, членам их семей, иностранцам — близким родственникам гражданина Российской Федерации о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. Лица, не владеющие государственным языком страны приема, будут испытывать затруднения при оформлении необходимых для пребывания и работы документов, включении в реестр иностранных работников, пользовании порталом госуслуг. 

На сегодняшний день данная норма является единственным инструментом адаптации, охватывающим большинство легальных иностранных работников. Ее исключение может иметь негативные последствия. Во-первых, это противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». Во-вторых, это ухудшит условия для обеспечения прав и законных интересов многочисленной категории иностранных граждан. В-третьих, возникает явное противоречие с продекларированным в преамбуле к проекту федерального закона положением о «защите и сохранении русской культуры и русского языка как языка государствообразующего народа».

В этой связи необходимо в ч. 3 ст. 48 проекта закона ввести дополнительно п. 4 следующего содержания: «подтвердил владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 62 настоящего Федерального закона». 

Ответ МВД России на это предложение:

«Предложение не поддерживается.

Согласно подготовленным и одобренным рабочей группой по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы предложениям по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, которые легли в основу Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации Концепции (№ Пр-469 от 6 марта 2020 года), такое условие, как знание русского языка определено для лиц, претендующих на постоянное проживание в Российской Федерации, а также лиц, принимаемых в российское гражданство.

Для лиц, которым предоставляется право на краткосрочное или долгосрочное пребывание, условие о подтверждении владения русским языком указанным перечнем поручений (тут, видимо, пропущено слово «не обязательно» или «не предусмотрено» — прим. автора), а также концепцией законопроекта, одобренной правительством Российской Федерации. 

Вместе с тем иностранные граждане вправе по собственному желанию пройти обучение русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации во избежание затруднений при оформлении необходимых для пребывания и работы на территории Российской Федерации документов».

Если обратиться к Перечню поручений президента по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики, то там действительно нет условия об обязательном владении трудовыми мигрантами русским языком: «Законопослушность и регулярная уплата налоговых и иных обязательных платежей являются необходимыми и достаточными условиями сохранения иностранным гражданином права на пребывание и осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации». 

Правда, трактовать понятие «законопослушность» можно в самом широком смысле, привязав и обязательное владение языком, на котором написаны законы страны пребывания. В этой связи можно сослаться и на другую государственную концепцию — Концепцию государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом: «На современном этапе развития международных отношений поддержка и продвижение русского языка в зарубежных странах имеют для Российской Федерации особое значение и актуальность, поскольку в конце XX века проявились и продолжают сохраняться тревожные тенденции снижения интереса к русскому языку и сужения сфер его применения в ряде стран и регионов, в том числе и там, где для значительной части населения он является родным».

Эти звенья одной цепи — от популяризации русского языка в Узбекистане до законопослушного узбекистанца в соседней квартире, от ребенка, получающего обязательное образование, до национальных сообществ, принимающих российскую культуру, — и формируют логику обязательного знания русского языка. Зачастую система проведения экзаменов по русскому языку наполнена мошенническими и коррупционными схемами, «МЕДИА-МИГ» регулярно пишет об этом. Но отказ от экзаменов — это не волшебная таблетка решения проблемы, это закидывание проблемы в дальний угол. 

История про русский язык — это история про то, насколько наша страна будет привлекательна для квалифицированной иностранной рабочей силы, это история про то, насколько россияне и граждане других государств могут жить и работать в условиях единого социального и законодательного пространства, это в конечном счете история про каждого из нас. 

Елена Мохова