Трудовая миграция в глобализированной мировой экономике – один из драйверов роста за счет адекватного перераспределения трудовых ресурсов. Это верно и для постсоветского пространства, особенно для стран – членов СНГ. И здесь очень важен скоординированный межгосударственный подход к регулированию процессов трудовой миграции со стороны властей стран исхода мигрантов и стран их пребывания. Основой такого подхода могут стать модельные документы по различным аспектам миграции, разрабатываемые в рекомендательном порядке Межпарламентской Ассамблеей стран – участников СНГ (МПА СНГ). Эти вопросы находятся в ведении Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, которая разработала, в частности, Концепцию общего миграционного пространства государств – участников СНГ и методику социально-трудового мониторинга – для регулирования трудовых отношений.

В число документов-регуляторов миграционных процессов на территории СНГ входит также Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, определяющая обязательства стран по соблюдению принципов свободы миграции трудящихся и населения. В этом МПА СНГ видит гарантию равного положения мигрантов и граждан страны пребывания мигрантов в социально-трудовых вопросах. Других аспектов миграционных процессов касаются модельные соглашения «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ» и «Об информационном взаимодействии в сфере миграции», Рекомендации по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств – участников СНГ, модельные законы «О миграции», «О миграции трудовых ресурсов» (новая редакция).

Сама РФ, будучи заинтересованной как в притоке рабочей силы, так и в адекватном регулировании этого процесса, прилагает немало усилий для разработки и реализации эффективной миграционной политики, целью которой является прежде всего обеспечение контролируемости процесса и прав трудовых мигрантов. Россия ратифицировала Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, положительно рассмотрела устав Международной организации по миграции. Правительство РФ готовит нормативную базу для упрощенного привлечения иностранных работников в ряд секторов экономики. В стране заработает единая информационная платформа учета иностранных граждан, в том числе и их цифровых профилей. Трудовые мигранты смогут через единый портал госуслуг оформлять и получать необходимые документы в электронном виде. Также готовится закон, который будет регулировать медицинское освидетельствование мигрантов только в государственных и муниципальных учреждениях. Выступая на пленарном заседании МПА СНГ, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко сообщила, что вышла на финишную прямую подготовка модельного Миграционного кодекса.

Комментируя ситуацию для MEDIA-MIG, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко отметил: «Процессы трудовой миграции неизбежны. Их надо правильно оформлять, правильно готовить, чтобы граждане, участвующие в этом процессе, как минимум ничего не теряли, а как максимум получали какой-то плюс. Ну и государство, и работодатели тоже на этом как-то выигрывали. Мы это обсуждаем на протяжении уже пяти лет. Это переходит уже в постоянный формат».

Отмечая значимость проводимой работы, председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Низами Сафаров заявил, выступая в апреле на V Международном Форуме Труда в Санкт-Петербурге:

«Своевременная информация на всех этапах миграции, повышение эффективности транснациональных мер противодействия незаконному ввозу мигрантов, предупреждение, пресечение и искоренение торговли людьми, а также укрепление международного сотрудничества и глобального партнерства в целях обеспечения стабильной, безопасной, упорядоченной и легальной миграции предполагают претворение в жизнь посредством национальных правовых мер и инструментов международного права. Наша задача состоит в законодательном закреплении новых аспектов миграционного права в целях усиления транспарентности и упрочения легальности процессов миграции населения. В этом случае при открытии границ у трудящихся мигрантов не возникнет новых проблем».

Камиль Миргалаутдинов