Большие стройки России, мигранты и системный подход органов власти

Представителями власти декларируются системный подход и системные решения, однако их суть остается неизвестной.

© freepik.com

Представители федеральных органов власти регулярно высказываются о необходимости системного подхода к регулированию миграции. Совсем недавно о системности высказался и председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. При этом остается не ясным, что высшие должностные лица под этим имеют ввиду.

Потребность России в мигрантах

В настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по приёму мигрантов после США, Саудовской Аравии и Германии. В доковидном 2019 году количество иностранных мигрантов в России оценивалось в 12 млн человек. Значительная часть населения страны контактирует с мигрантами ежедневно.

Однако вице-премьер правительства РФМарат Хуснуллин считает, что большие стройки России требуют дополнительного притока мигрантов. Возможно, у него есть основания для такого заключения:

  • В 2023 году потребность ОАО «РЖД» в кадрах на Восточном полигоне составит около 30 тыс. рабочих.
  • На Дальнем Востоке страны «до 2025 г. только для реализации инвестиционных проектов на территориях опережающего развития потребуется привлечь свыше 200 тыс. специалистов».
  • Развитие строительной отрасли и ЖКХ России также вряд ли возможно без привлечения труда мигрантов: из 11,1 млн. человек, официально занятых в этих сферах, средняя доля трудовых мигрантов составила в 2021 году 1,37 млн. человек (12,3 %).

Марат Хуснуллин считает, что «мигрант работает на 50% больше россиянина и получает на 30% меньше», однако это уже может не соответствовать действительности.

Так, по данным ученого из Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан Исакулова Ш. Н., трудовые мигранты теперь не рассматривают варианты трудоустройства с зарплатой меньше 40 тыс. рублей. Сегодня их требования по оплате труда начинаются от 50–60 тыс. рублей.

В 2022 году переводы из России в Узбекистан составили $14,5 млрд. Рост произошел сразу в 2,6 раза по сравнению с 2021 г. Средняя сумма одного денежного перевода в Узбекистан равна 374 долларам США.

Цикл административного регулирования миграции

В последние десятилетия бесконечно повторялся один и тот же дурной цикл:

поощрение миграции —> кризис в миграционной сфере —>

ужесточение контроля над миграцией —>

дефицит неквалифицированной рабочей силы —>

поощрение миграции (амнистия и возврат мигрантов)

Судя по всему, этот цикл будет повторяться вновь и вновь, т. к. бюрократическая система всегда реагирует на проблемы по принципу «раздражитель — реакция на него». Само по себе наличие трудовых мигрантов не является ни злом, ни благом — это просто инструмент, который может навредить, а может принести пользу.

Проблемами же являются:

  • несоответствие внутренних трудовых ресурсов потребностям экономики России (хронический дефицит собственных рабочих кадров);
  • несоответствие иностранных трудовых мигрантов потребностям национального развития (низкая квалификация);
  • несовпадение ценностей и норм поведения у россиян и у иностранных трудовых мигрантов.

Не требуется доказывать, что в России в минувшие столетия мигранты (независимо от происхождения, вероисповедания, языка и т. п.) достигали самых высоких вершин, если служили обществу и разделяли его нормы и ценности. И сегодня мигранты могут стать важным фактором роста российской экономики.

Однако анклавы из иностранных граждан, которые руководствуются принципиально отличными нормами и правилами (право сильного; пренебрежение интересами местного населения и т.д.) однозначно неприемлемы: в российском обществе право на насилие и на судебные функции передано на уровень государства. Поэтому если государственные органы (прежде всего силовые ведомства и судебная система) работают эффективно, то общество чувствует себя защищенным и не проявляет агрессии к приезжим: оно намного сильнее, чем отдельные национальные группы. Если же государство слабеет, то национальные общины немедленно подавляют разобщенных российских граждан.

Системный подход органов власти

Если высшие должностные лица действительно подходят к проблеме миграции системно, то нелишним будет вспомнить о том, что системный подход невозможен без использования научного инструментария. Миграционная сфера должна рассматриваться как система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющая цель, ресурсы, связь с внешней средой и так далее.

Целевая функция такой системы — это обеспечение потребностей экономики России в иностранных трудовых ресурсах, обладающих необходимой квалификацией и строго соблюдающих культурно-правовые нормы российского общества.

За минувшие десятилетия мы видели разное состояние этой системы:

  1. Ослабление государства и стихийный приток иностранных мигрантов (90-е годы XX века).
  2. Специализация госорганов на отдельных аспектах миграции и управление миграционными потоками в полуручном режиме.
  3. Современное выстраивание со странами СНГ общей системы в виде конвейера, непрерывно поставляющего в Россию трудовых мигрантов.

В последнем случае предполагается централизованный ввоз рабочих рук (в т.ч. с помощью чартерных поездов), активное применение административных инструментов (например, в марте 2021 г. в Ташкенте открылось представительство Многофункционального миграционного центра Москвы) и др. Планируется, что мигранты будут проходить обучение в своих странах по требуемым для российской экономики специальностям.

Как только система приобретет масштаб и наберет инерцию, поток подготовленных мигрантов будет иметь самоподдерживающийся характер, а постоянный межправительственный контроль может оказаться не нужным.

За кадром остается сценарий, при котором «Функция вообще не нужна», т. е. экономике России не будут требоваться иностранные рабочие руки в принципе (по крайней мере, массово). Этот вариант совершенно не просматривается в речах ответственных чиновников. В СМИ мелькают отдельные проекты перехода от трудоемких ручных технологий к инновационным (например, в строительстве). Однако их системный характер остается под вопросом.

Выводы

Можно констатировать, что сложившаяся на рынке труда ситуация не устраивает ни органы власти, ни работодателей, ни граждан РФ, ни самих мигрантов.

Системность российской миграционной системы сегодня, по-видимому, заключается в создании в странах СНГ, во-первых, образовательных центров для трудовых мигрантов и, во-вторых, свободного резерва мигрантов для оперативного удовлетворения потребности экономики России.

Исходя из предыдущего опыта, можно ожидать рост конфликтности в этой сфере, для предотвращения которых, скорее всего, понадобятся разного рода «буферы» между мигрантами и местным населением.

Обязательной предпосылкой системного подхода должно стать единая и детальная база знаний обо всех аспекта миграции в РФ.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Рынок труда / Большие стройки России, мигранты и системный подход органов власти