
Традиционная февральская корректировка удовлетворяет потребности работодателей за счет заложенного в системе резерва. На вакансии, так и не занятые российскими гражданами, будут наняты иностранцы. Наибольший спрос отмечен в Центральном федеральном округе — +23,4% и Уральском федеральном округе — +19,5%.
Без учета агломераций показатели особенно заметно выросли по Рязанской области — втрое, по категории «Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий (сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность)». По Нижегородской области — в 5 раз (строительная отрасль) и Челябинской области — в 46 раз (реновация) по категориям «Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и строительно-ремонтных работах», а также «Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности».
Единственный регион, где потребность снизилась — Камчатка. Здесь вместо 501 иностранного рабочего необходимо 350. Общий резерв квоты по России, таким образом, сократился в 2,6 раза и составляет 11 046 человек.
В сопоставлении с ситуацией прошлого года и аналогичным Приказом Минтруда России № 54н от 9 февраля 2021 г. можно обратить внимание на существенное увеличение квот по Северо-Западному федеральному округу. В феврале 2021 года показатель составлял 8 098 иностранных рабочих против 34 338 иностранных рабочих в феврале текущего года, что объясняется строительством газохимического комплекса и завода по производству СПГ под Усть-Лугой.
При этом по Дальневосточному федеральному округу объем квот за этот же период сократился с 44 189 до 36 742 иностранных рабочих, что объясняется завершением основного объема работ на строительстве Амурского газоперерабатывающего завода в районе города Свободный.
Квотирование остается важным инструментом регулирования миграционных потоков, даже охватывая ограниченный контингент — около 130 тыс. иностранных рабочих. С одной стороны, налаживание альтернативных каналов позволит России уже в ближайшем будущем восстановить средние потоки внешней трудовой миграции прошлых периодов. С другой стороны, в условиях глобальной неопределенности 2022 года при взрывных изменениях в структуре человеческой мобильности роль данного инструмента может существенно повыситься.
Долговременный разрыв с западным миром ставит перед Россией сверхзадачи по обеспечению собственной стратегической и экономической безопасности. Первым условием является плановое воплощение крупнейших проектов: от инфраструктурного и жилищного строительства до развития топливно-энергетического комплекса. В основу должна лечь модель оперативного и организованного перераспределения рабочей силы. С этой точки зрения совершенствование системы квотирования как программно-целевого подхода, основанного на предварительном определении потребностей рынка труда и прогнозировании, вполне отвечает интересам государства.