
В ноябре 2022 г. Правительство РФ внесло очередные новации в проект организованного набора трудовых мигрантов из Узбекистана. Отмену количественных ограничений и сокращение медицинских требований для привлекаемой иностранной рабочей силы, а также расширение списка участвующих в найме отраслей российской экономики большинство экспертов связывают с истощением внутреннего рынка труда. Однако, всегда ли самое очевидное объяснение является самым верным?
Постановление Правительства РФ N 2035 от 10 ноября 2022 г. кардинально меняет условия оргнабора граждан Узбекистана для осуществления временной трудовой деятельности у российских юридических сил.
Из прежней версии Постановления (N 122 от 5 февраля 2022 г.) убрали условие о возможном привлечении не более 10 тыс. мигрантов для строительной отрасли и 1 108 чел. — для агросектора. К участникам пилотного проекта добавилось Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, представляющее предприятия лёгкой промышленности. Также вместо ранее прописанного требования о тестировании на коронавирусную инфекцию и вакцинации «Спутник Лайт» иностранному рабочему для въезда в Россию достаточно теперь пройти медицинский осмотр в специально созданных на территории Узбекистана российских передвижных медкомплексах.
Тяжёлую судьбу оргнабора (с Узбекистаном Соглашение подписали ещё в 2017 г.), проблемы неэффективности и невыгодности механизма, который не заработал даже в период пандемийных ограничений, эксперты обсуждают не первый год. Отсутствие системы мотивации и гарантий, прочно связывающей оплатившего оргабор работодателя и свободных от обязательств перед ним иностранных рабочих, не способствует выстраиванию нормальных трудовых отношений.
Подобная модель, по мнению управляющего партнёра ГК «РосКо», кандидата экономических наук Алены Талаш, не оправдывает взаимные ожидания сторон:
Если есть возможность, гражданин Узбекистана лучше приедет самостоятельно или останется у себя на Родине, где зарплата, может, и меньше, но зато жить можно в собственной квартире, с семьёй и работать не от зари до зари.»
Проблемы сопровождали процесс оргнабора и в более обеспеченных сферах строительства и сельского хозяйства. Специалисты лёгкой промышленности традиционно имеют самые низкие зарплаты, причём среди работников не только этих трёх отраслей экономики, но и вообще всех развивающихся в России отраслей. Следовательно, справедливо ожидать, что большого количества желающих приехать в нашу страну для работы в лёгкой промышленности не будет«.
Тем не менее перспективы проекта эксперт не исключает:
«Представим развитие ситуации в ином направлении. Параллельный импорт не сможет компенсировать в полной мере уход из России известных брендов. В этом случае правительство вынуждено будет взять курс на импортозамещение, и вот тогда действительно отечественная лёгкая промышленность может пережить бурный всплеск своего развития. В такой ситуации нехватка кадров в самом деле станет очень острой, что может привести к повышению зарплат в этой отрасли и, как следствие, к более охотному притоку рабочей силы из-за границы».
При абсолютной непредсказуемости происходящих в мировой и российской экономике изменений, расширение крайне несовершенной модели оргнабора ИРС может выглядеть мерой отчаяния. Панический найм граждан Узбекистана, вызванный сразу всеми негативными факторами, которые звучат в СМИ в условиях специальной военной операции: массовый отток трудовых мигрантов в мифические третьи страны, сокращение внутренних кадровых ресурсов по итогам частичной мобилизации и релокации за рубеж граждан России.

Однако пересмотр условий оргнабора можно объяснить более глобальными причинами. Напомним, что 21 октября 2022 г. Президент России подписал Указ N 763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».
Задачей нового органа в широком смысле является организация военного снабжения, что входит в сферу ответственности в том числе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, глава которого, министр Денис Мантуров является зампредом Координационно Совета.
Таким образом, упрощение оргнабора может стать первым шагом в решении вопросов своеобразной трудовой мобилизации мигрантов под запросы экономики РФ в условиях СВО. Преимуществом в данном случае станет не стоимость иностранной рабочей силы, а возможность её организованного привлечения, отсева в соответствии с необходимыми профессиональными требованиями и распределения по российским регионам.