Во II–III кварталах 2021 года в силу вступил ряд нормативных актов, существенно изменивших процесс подтверждения образовательного уровня иностранного гражданина, который претендует на получение в России статуса долговременного пребывания.

MEDIA-MIG провел краткий анализ нововведений, основываясь на экспертном заключении юридического подразделения консалтинговой группы «Good Life Consulting».

Для удобства сгруппируем все принятые документы по четырем ключевым сферам, которые они регламентируют.

I. Общая система проведения государственного экзамена среди иностранных граждан.

Концептуальные изменения в эту систему внес Федеральный закон от 8 декабря 2020 года N 412-ФЗ (вступил в силу 7 июня 2021 года):

  • Целый ряд функций, которые ранее выполняло Минобрнауки России, передан в ведение Правительства РФ. В том числе: утверждение порядка и критериев включения в перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность и проводящих экзамен; срока действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и законодательства РФ; формы и порядка проведения экзамена, а также минимального уровня знаний, необходимых для его успешного прохождения. 
  • Правительству РФ поручена новая задача — установить методику расчета стоимости услуги по проведению экзамена и максимальный размер такой стоимости.
  • Под федеральный контроль взята прежде самостоятельная и разрозненная практика субъектов РФ в сфере проведения экзамена.
  • Введен запрет на проведение экзамена и выдачу сертификатов организациями, с которыми уполномоченные образовательные учреждения заключили партнерские соглашения.

Правительство РФ внесло соответствующие коррективы в систему проведения экзамена.

Постановление от 8 апреля 2021 г. N 559 установило новые сроки действия сертификатов:

  • Уровень-1 для получения разрешения или патента на работу, а также уровень-2 для получения разрешения на временное проживание — 3 года (вместо 5 лет).
  • Уровень-3 для получения вида на жительство сертификат действует бессрочно до аннулирования ВНЖ.

Постановление от 31 мая 2021 года N 831 утвердило на ближайшие 6 лет методику расчета и максимальный размер стоимости услуги по проведению экзамена для иностранных граждан: 

  • на уровень-1 — 3 800 рублей; 
  • на уровень-2 и уровень-3 — 5 900 рублей.

Комплекс изменений глобально централизует всю систему проведения государственного экзамена, унифицирует методику и практику для повышения уровня контроля и качества услуг, а также для борьбы с различного рода спекуляциями. 

В части ценообразования важно отметить, что иностранный гражданин может оплатить услугу по проведению экзамена путем наличного или безналичного расчета по месту сдачи экзамена разными способами: в кассу (через фискальный терминал) уполномоченной организации; через отделение кредитной организации (банк) по предоставленным реквизитам; онлайн-платежом на расчетный счет уполномоченной организации по предоставленным реквизитам; платежному агенту или через платежный терминал платежного агента. В последнем случае за проведение оплаты удерживается комиссия или фиксированная стоимость проведения платежа.

Исходя из положений методики расчета следует, что проведение процедуры экзамена и оплата стоимости услуг не предусматривает получения денежных средств необразовательной организацией, а комиссия или фиксированная стоимость проведения платежа не учитываются в расчете стоимости услуги проведения экзамена.

II. Критерии отбора уполномоченных организаций.

Процесс составления перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность и проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, разделен на 2 этапа.

  1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2021 года N 864 и Приказом Минобрнауки России от 11 июня 2021 года N 481, на переходный период – до 1 марта 2022 года – утвержден перечень из 14 таких организаций. 
  2. С 1 марта 2022 года в силу вступает Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2021 года N 1482, которое будет действовать в течение 6 лет и устанавливает строгие требования для организаций, претендующих на включение в соответствующий перечень Минобрнауки России.

Материально-технические требования, распространяющиеся на места проведения экзамена за пределами самой организации — в помещениях, которые предоставлены третьими лицами и компаниями на основании соответствующих договоров:

  • наличие помещений для самоподготовки иностранных граждан, непосредственного проведения экзамена и хранения материалов сессий;
  • наличие не менее трех отдельных мест для иностранных граждан для единовременного проведения экзамена;
  • наличие средств для видеозаписи процедуры экзамена на видеоносителе со звуком.

При этом важно оговорить несколько нюансов, обусловленных законодательством РФ.

Во-первых, места проведения экзаменов, отличные от юридического адреса уполномоченной организации, подлежат, в соответствии со ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ, постановке на учет в налоговых органах как обособленные подразделения. Их адреса должны быть опубликованы в соответствующих разделах на официальном сайте уполномоченной организации.

Во-вторых, в обособленных подразделениях уполномоченной организации должна размещаться информация в соответствии с законом «О защите прав потребителей», включая вывеску и стенды с указанием наименования организации, адреса ее нахождения, режима работы, а также с перечнем нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру проведения экзамена.

Квалификационные требования к организации, участвующей в отборе:

  • реализация в течение не менее одного года до подачи заявки основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика» и (или) дополнительных профессиональных программ в области обучения методике преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии;
  • наличие в организационно-штатной структуре педагогических работников, имеющих высшее образование по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика», «История» и «Юриспруденция»;
  • наличие в организационно-штатной структуре подразделения и работников с опытом организации и проведения тестового контроля знаний не менее одного года до даты подачи заявки.

Общий смысл материально-технических требований — создание четкого ориентира для уполномоченных образовательных организаций в выборе сторонних компаний и ИП, которые предоставляют помещения для проведения экзамена. В соответствии с нормами в круг добросовестных партнеров смогут войти только операторы с достаточной ресурсной и кадровой базой. Имея в виду географический фактор, немаловажным следует признать и наличие у них эффективной региональной структуры.   

Точная идентификация мест проведения государственного экзамена как обособленных подразделений конкретной уполномоченной организации позволит оперативно выявлять и устранять с рынка «непривязанные» сомнительные экзаменационные площадки.

Требования также нацелены на повышение прозрачности системы, исключение любого постороннего влияния на процесс проведения экзамена, снижение вероятности подделки и искажения материалов экзаменационных сессий.

Проведение экзамена строго работниками уполномоченной организации, а не физическими лицами, осуществляющими деятельность от ее имени на основании договора ГПХ, повышает ответственность данной организации за возможные нарушения.

III. Проведение государственного экзамена и сопряженные процессы.

  1. Первая группа документов регламентирует методику проведения экзамена. Ее основу, в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 18 мая 2021 года N 675, определяют контрольно-измерительные материалы (КИМ). Эти материалы были разработаны Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) и опубликованы на сайте Института 31 июля 2021 года в разделе «Иностранным гражданам»

При разработке КИМ учитывались требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена, которые утвердило Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 года N 840.

  1. Порядок проведения государственного экзамена утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 года N 824.

Документ ввел ряд изменений и уточнений:

  • Отменена устная часть экзамена по русскому языку на уровень-1 — для иностранных граждан, претендующих на получение разрешения на работу или патента. Для проведения экзамена на данный уровень знаний не требуется и создания комиссии в составе председателя и членов из числа педагогических работников уполномоченной организации. Достаточно наличие тестера с высшим образованием по одному из направлений подготовки: «Филология», «Лингвистика», «История», «Юриспруденция», который получил дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии (не реже одного раза в 3 года) и (или) лица, имеющего документально подтвержденный опыт организации и проведения тестового контроля знаний и экзамена не менее одного года.
  • Определена максимальная продолжительность экзамена: на уровень-1 — не более 80 минут, на уровень-2 и уровень-3 — не более 90 минут. 
  • Подробно прописаны требования к фиксации процесса проведения экзамена на видеоносителе со звуком. Видеозапись (не менее 10 минут) должна включать представление иностранного гражданина с демонстрацией документа, удостоверяющего личность, представление члена комиссии по проведению экзамена, принимающего устную часть экзамена, определение даты и места проведения экзамена, устную часть экзамена.
  • Утвержден порядок оформления результатов экзамена в соответствующем протоколе и ведомости. 
  1. Третья группа документов устанавливает нормы для процессов, следующих за проведением государственного экзамена.

Порядок выдачи иностранному гражданину сертификата об успешном прохождении экзамена определяет Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1154.

С 1 марта 2022 года его заменит вступающий в силу Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 400

Ключевые изменения:

  • сертификат выдается уполномоченной организацией не позднее 7 дней (вместо 10 дней) со дня проведения экзамена;
  • сертификат может быть вручен не экзаменуемому, а иному лицу только на основании доверенности, оформленной в соответствии со ст. 59 Основ законодательства РФ о нотариате, при предъявлении документа, удостоверяющего личность;
  • уполномоченная организация обязана вести книгу учета и выдачи сертификатов с исчерпывающей информацией о каждом выданном документе, включая дату вручения и подпись иностранного гражданина либо доверенного лица
  • подробно отражено содержание бланка сертификата, включая соответствующий уровень владения.

Порядок передачи сведений о выданных иностранным гражданам сертификатах в «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» утвердило Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 года N 825 (вступило в силу 1 сентября 2021 года).

Сведения о сертификате вносятся в ФИС ФРДО в течение 30 дней со дня выдачи документа и хранятся в реестре не более 5 лет.

Порядок и сроки хранения материалов проведения экзамена уполномоченной образовательной организацией утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2021 года N 784.

Обязательная часть архива (КИМ, видеозаписи процедуры экзамена, протоколы и ведомости) хранятся в недоступном для посторонних лиц месте в течение 3-х лет с момента выдачи сертификата.

Облегчение требований к языковым навыкам наиболее массовой категории внешних трудовых мигрантов отчасти уравновешивается возросшей периодичностью прохождения экзамена и подтверждения уровня знаний — каждые 3 года. 

Детализация порядка проведения и видеофиксации государственного экзамена, ведения и оформления документооборота, а также порядка выдачи сертификатов направлена на исключение из процесса любых посторонних лиц и на расширение возможностей надзорных органов для работы с контрольными временными точками, которые позволяют отслеживать «движение» материалов экзаменационных сессий.

IV. Надзор за соблюдением требований к проведению государственного экзамена. 

Существенно изменил эту сферу вступивший в силу 29 июня 2021 года Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 531-ФЗ, который дополнил КоАП РФ статьями 19.30 1 и 19.30 2.

Статьи предусматривают административную ответственность за нарушения порядка проведения государственного экзамена. Самые крупные суммы штрафа прописаны за несоблюдение установленных законодательством РФ требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена: штраф, наложенный в таком случае на должностных лиц, составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридическое лицо — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 сентября 2021 года N 1482, с 1 марта 2022 года двукратное привлечение уполномоченной организации, осуществляющей образовательную деятельность и проводящей экзамен, или ее должностных лиц к административной ответственности по ст. 19.30.1. и ст. 19.30.2 КоАП РФ в течение одного календарного года влечет исключение ее из соответствующего перечня Минобрнауки России. Проводить экзамен такая организация не сможет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2021 г. N 1213, органом, контролирующим соблюдение обязательных требований к проведению государственного экзамена среди иностранных граждан и выдаче им сертификатов, определена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Помимо выездных проверок и мониторинга безопасности, Рособрнадзор может проводить профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование.

С 1 марта 2022 года в силу вступит Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2099, которое вводит формулу для расчета ключевого контрольного показателя. Таковым станет уровень минимизации риска причинения вреда (ущерба) при проведении экзамена и выдаче иностранным гражданам сертификата. Показатель отражает отношение объектов контроля высокой категории риска к общему количеству объектов контроля на конец года и его значение на протяжении 2022–2024 годов должно последовательно уменьшаться. 

Важно отметить, что при выявлении факта незаконной выдачи уполномоченной организацией сертификата о прохождении экзамена с нарушением установленных законодательством РФ норм, должностные лица данной организации, участвовавшие в процедуре проведения экзамена, как и сама организация, могут попасть под уголовное преследование в рамках ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», поскольку сертификат является одним из обязательных документов, представляемых иностранными гражданами для получения права на законное пребывание на территории РФ.

Консалтинговая группа «Good Life Consulting» оказывает услуги в области разработки деловых стратегий, проведения маркетинговых исследований, юридического и аналитического сопровождения бизнес-процессов.

Контакты:
Тел. +7 495 150 90 19
E-mail: lawyer@gl-consult.ru

Совместно с экспертами в нюансах законодательных новелл разбирался корреспондент MEDIA-MIG
Дмитрий Смирнов.