«Хаос с учетом иностранных граждан очень полезен тем, кто зарабатывает на миграции»Мнение эксперта
«Хаос с учетом иностранных граждан очень полезен тем, кто зарабатывает на миграции»

О проблеме эффективного распределения миграционных потоков между привлекательными трудоизбыточными регионами России и регионами, испытывающими кадровый голод, Media-MIG поговорил с членом Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым.

24 октября 2023Беседовал Георгий Бржевский

Юрий Васильевич, в каких инструментах, на Ваш взгляд, сегодня нуждаются власти субъектов РФ для качественного прогнозирования потребностей в иностранной рабочей силе?

— Дело в том, что вопросы прогнозирования продлевают существующую ситуацию, экстраполирует то, что есть на данный момент, на какое-то время вперед, более-менее методически грамотно или нет. Проблема же, наоборот, в том, чтобы не продлевать и дальше, а кардинально изменить ситуацию в субъектах федерации, потому что подавляющее их большинство является либо откровенно дотационными, либо практически неприбыльными. Требуется новая экономическая политика с форсированной индустриализацией, созданием новых рабочих мест. Отсюда — совершенно другие требования к кадрам для базовых производств, вопрос выстраивания новой структуры занятости и более тщательной изощренной миграционной политики.

А как Вы видите более точную миграционную политику? Что может сделать государство или субъекты, чтобы перераспределить потоки мигрантов?

— Вопрос в изменении структуры занятости, где многие сферы и без мигрантов являются сферами избыточных трудовых ресурсов. То есть миграция как бы призвана закрывать вопрос с якобы недостатком кадров. На самом деле миграция закрывает вопрос с неравномерностью доходов и плюс, соответственно, с тем, что в таких областях, как строительство создаются условия, где готовы работать большей частью мигранты, нежели коренное население, более требовательное к социальному пакету. Нам надо научиться выделять и трансформировать структуру занятости и каком-то смысле значительно сокращать миграционное присутствие.

Исходя из сказанного, напрашивается вывод, что если, условно говоря, повысить заработную плату в строительстве, ЖКХ и других мигрантоемких отраслях, то граждане России смогут пойти на эти рабочие места и заместить мигрантов.

— Условия связаны не только с ростом заработной платы, хотя мы помним, как вице-премьер Хуснуллин сказал в Госдуме, что мигранты на 20% больше работают по времени, на 30% меньше получают. Это достаточно говорящее заявление. Но речь идет о других технологических основаниях того же строительства. Сегодня часто используется низкоквалифицированный или недостаточно квалифицированный труд просто потому, что есть миграционные ресурсы. А нужно переходить к другому уровню технологизации и индустриализации. Иначе мы будем закреплять миграционную проблему как проблему, как я называю это, лопатного уклада, и не давать возможности расти тем же трудовым мигрантом, которые могли бы профессионализироваться более интенсивно, если бы были созданы другие условия. Это неразрывно связано. И я утверждаю, что никакой миграционной сферы самостоятельной, автономной не существует, существует проблема затыкания дыр низкоквалифицированными несчастными людьми.

Как Вы оцениваете общий уровень информированности миграционных органов об объемах и динамике внешней миграции в Россию, учитывая отсутствие единой сводной базы данных о данном явлении?

— Это действительно феномен. У нас органы, напрямую отвечающие за миграционную политику, например, МВД, с одной стороны, недавно даже Президенту предоставило цифры по количеству мигрантов, которые равняются числу выданных патентов трудовых. А с другой стороны, практически официально утверждается, на коллегиях или в печати, что общее количество мигрантов на территории Российской Федерации составляет 8-9 миллионов человек. При этом никаких методик расчета или тем более прямого учета не существует. Плюс сотни тысяч человек, вчерашних мигрантов переходят в категорию граждан Российской Федерации, меняют статус, что еще больше все запутывает. Поэтому никто в Российской Федерации — ни органы власти, не эксперты, не могут вообще назвать какие-то более-менее внятные цифры и подтвердить их.

По вашей информации, сколько у нас мигрантов?

— Мы можем спокойно около 10 миллионов фиксировать.

Считаете ли Вы необходимым расширение количества анализируемых показателей для повышения качества управления миграцией, например, за счет показателей медицинского освидетельствования иностранцев, прохождения комплексного экзамена, их финансового поведения?

— Здесь не надо переходить границы разумности, не устраивать такой полицейский прессинг, все считать, отслеживать. Все достаточно проще. У нас плохо работает институт ответственности за приглашение мигрантов вплоть до оформления не патентов даже, а трудовых виз. В случае нарушения должны быть не только штрафы для работодателя, но и более жесткие меры. Помимо косвенных признаков и косвенных анализов надо отрабатывать официальный учет. Ничто нам в этом не мешает, кроме того, что хаос с учетом иностранных граждан очень полезен тем, кто зарабатывает на миграции.

Как Вы прокомментируете следующий казус миграционного управления. С одной стороны, как неоднократно заявлял Президент России Владимир Путин, государству необходим управляемый приток иностранной рабочей силы. С другой стороны, ее привлечение связано с регулярными нарушениями миграционного законодательства. В итоге тысячи мигрантов подвергаются административному выдворению за счет российского бюджета (питание, охрана, транспорт и т.д.), работодатели теряют кадры и платят миллионные штрафы. Каких системных решений не хватает для наведения порядка в сфере найма иностранных рабочих с соблюдением государственных интересов?

— Здесь противоречия нет. Миграционное законодательство за последние 15 лет очень серьезно продвинулось, стало многообразным, многомерным, это надо приветствовать. Другое дело, что в связи с хаосом в учёте мигрантов и невыделенности трудовой миграции, очень много граждан соседних государств присутствует в России с целью заработать, но без оформлений этих отношений. Вот здесь надо проводить легализацию, повышать ответственность работодателей, переходить к оргнабору. Абсолютное большинство трудовых мигрантов имеют постоянную форму занятости, и они никак не оформлены. Вот здесь надо серьёзнее выводить из серой зоны эти отношения, тогда это всё значительно прояснит. Также давать льготы тем, кто берёт, например, на годовой подряд тысячу человек под конкретный объект, под конкретные задачи, и люди все понимают свои права и обязанности. Таких предпринимателей надо стимулировать, если они грамотно пользуются организованной рабочей силой. Под это дело нужно вести профессиональную подготовку мигрантов на территории наших братских республик Средней Азии. Российское государство начинает вкладываться в квалификацию и в подготовку трудовых ресурсов для задач на территории РФ. Вот это цивилизованное отношение к миграции.

Еще один момент. Выделенные вами противоречия говорят о кризисе государственной миграционной политики, и это выражается текстуально в документах высшего уровня стратегического планирования. Возьмем Концепцию государственной миграционной политики 2013 года и 2019 года. Казалось бы, шесть лет, но совершенно разные утверждения. В 2013 году говорилось, что миграция является безусловным благом для России, поскольку дает вклад в экономический рост и способствует демографии. В 2019 году все это напрямую уже не прописывается, а акцент в той же демографии делается на рождаемость коренного населения РФ. Приоритет в экономике отдается местным трудовым ресурсам. Сейчас нужна совершенно новая миграционная политика с учетом всех обстоятельств вплоть до СВО. Необходимо заново подойти к этой проблеме, потому что ситуация меняется и в странах, откуда приезжают трудовые мигранты. У людей есть возможность выезды в разных направлениях, то есть идет конкуренция по миграции. Нужно полностью трансформировать миграционную политику РФ. Ваши вопросы сюда и подводят — очень много перезрелых противоречий и вопросов, и нужно выходить на решение.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об идее большой новой России.

— Идея очень простая. Мы видим на той трагедии, которая разворачивается на территории Украины, на массе противоречий между другими бывшими республиками СССР, что состояние постсоветского пространства в таком виде нежизнеспособно для населения — в показателях экономики, демографии. Все это требует восстановить единое пространство. А для этого построить новую большую страну, не СССР, а новую страну, которой не было и которую мы пока никак не можем вообразить, но обязаны думать про это. Постсоветское пространство будет либо в формате новой большой страны, в том числе продолжая историческую большую Россию, либо это будет пространство бесконечных конфликтов, и, не дай бог, войн и противостояний.

Если исходить из этой теории, разговоры о мигрантах, как классе, нужно заканчивать, поскольку это не мигранты, а люди одной страны.

— Это очень глубокая мысль, между прочим. Мы, во-первых, должны относиться ко всем народам, как это и есть, как к братским народам постсоветского пространств. Второй момент — такие огульные фантазии. Условно репатриировать всех славян на территорию РФ или страхи, что приезжают чужаки из Африки и Киргизии. Это безумие сопоставлять народы, которые прекрасны, но исторически от нас далеки, с народами, с которыми у нас общая историческая судьба. В этом — важная составляющая кризиса трудовой миграции. На постсоветском пространстве мы все переплетены, мы народы одной исторической судьбы.

Какая роль в данной концепции отводится инструментам мягкой силы, включая продвижение русского языка, образования и культуры за рубежом?

— Колоссальное, потому что речь идет исключительно о мягкой силе. Мы должны выстраивать единое цивилизационное пространство. Сеть школ с общим стандартом, общим содержанием образования — лучше ничего никогда не придумаешь. То, что сейчас такие школы строят и открывают на территории бывшей Средней Азии, это колоссальной прорыв.

В чем позитивные и негативные стороны деятельности на территории России национальных диаспор? В какой степени их нужно поддерживать и развивать? Или, наоборот, их следует максимально контролировать или даже ликвидировать?

— Во многом национальные диаспоры превращаются в конкурента российского государства. Особенно в сложных регионах — Москве, Тюменской области — это все более и более верно, потому что национальные диаспоры имеют очень сложную около государственную структуру, имеют прямую связь с государством исхода. Это и геополитика, и межнациональные отношения, и силовые выяснения специфическими инструментами. Россия не должна допускать существования именно таких форм национальных диаспор, которые выступают конкурентом и заместителем российского государства, в частности, осуществляют давление, продвижение своих членов на различные кадровые позиции в органах власти и в том числе, правоохранительных органах. Такому нужно препятствовать.

В условиях отрицательных показателей демографии в РФ, какими в целом Вы видите направления развития миграционной политики?

— Принципиальный тезис, который многим не понравится, — просто миграционным притоком вопросы демографии решить невозможно. Демография не имеет никакого отношения к миграции, т.к. является процессом воспроизводства собственного населения.

Нужно проводить реальную демографическую политику с акцентом на новую неотрадиционную русскую семью с тремя-четырьмя детьми. Не нянчиться, не агитировать. Должен быть культ многодетной семьи. Потому что, если мы не хотим размножаться, значит нам дорога на геополитической кладбище.

Больше мнений экспертов читайте здесь

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Рынок труда / «Хаос с учетом иностранных граждан очень полезен тем, кто зарабатывает на миграции»