Бизнес предлагает отменить патенты для мигрантов-дальнобойщиков

Но в Минтруда РФ считают, что в России достаточно своих водителей, нуждающихся в повышении зарплаты.

Средний возраст работника составляет 48 лет, а попытки компаний за свой счет обучать юношей вождению фуры нужного результата в масштабе не дают
Средний возраст работника составляет 48 лет, а попытки компаний за свой счет обучать юношей вождению фуры нужного результата в масштабе не дают © Shutterstock

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» подготовила обращение в Правительство РФ с просьбой отменить региональный патент для иностранных водителей большегрузов. Это необходимо для привлечения в отрасль новых кадров из числа мигрантов. Так же предлагается унифицировать водительские удостоверения в России и странах СНГ, что помогло бы притоку иностранных водителей в РФ. По подсчетам организации, за пять лет дефицит водителей грузовиков в России увеличился с 15% до 21%.

Схожего мнения придерживают в компании «СДЭК».

«По отрасли действительно есть проблемы — перевозчики говорят об этом открыто. Случаются и такие ситуации, когда автомобиль стоит в ожидании водителя. Что касается нашего автопарка, мы не сталкивались с такими затруднениями», — отметили в пресс-службе компании.

Как полагают в «Деловой России», из-за нежелания молодежи работать профессия водителя грузовика «устаревает» — средний возраст работника составляет 48 лет, а попытки компаний за свой счет обучать юношей вождению фуры нужного результата в масштабе не дают. Одним из вариантов решения организация предлагает возродить обучение профессиональных водителей в системе среднего специального образования.

Тем временем обзоры показывают, что иностранные водители большегрузов из Средней Азии проявляют большую заинтересованность в работе в России, так как у них на родине сохраняется высокий уровень безработицы.

«Численность трудовых ресурсов в Узбекистане составила 19,5 млн человек по итогам 2022 года. Уровень занятости в стране составляет 68%, а число безработных достигает цифры в 1,3 млн, уровень безработицы — 8,6%. Средняя заработная плата водителя грузовика категории E в России — 95 тыс. руб., по данным SuperJob, в Узбекистане — 17 тыс. 330 руб. (2 668 646 UZS), согласно статистике BDEX», — заявил Вадим Филатов, руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России», заместитель директора ПЭК.

Вместе с тем, возможно, что отменять патентную систему для водителей-мигрантов пока не имеет смысла.

Проблему можно решить, например, с помощью командировочных удостоверений или иных документов, подтверждающих факт направления мигранта-водителя на работу в иной регион РФ. При этом производить все необходимые платежи мигрант может в регионе, где ему был выдан патент и где у него оформлена регистрация по месту пребывания.

Однако система выдачи командировочных удостоверений или, тем более, отмена патентов для водителей-мигрантов потребует согласований в МВД России, как органе, отвечающем за миграционный учет. Также важно мнение ФНС, администрирующей налоги, уплачиваемые мигрантами. Нужны и законодательные изменения.

Судя по ответам на запросы Media-MIG, в правительственных кругах пока прохладно настроены к реформе патентной системы с целью облегчить найм мигрантов на позиции дальнобойщиков.

В пресс-службе Правительства РФ сообщили, что письмо «Деловой России» на указанную тему не было найдено среди поступивших в Аппарат Правительства РФ.

В Министерстве труда и социальной защиты РФ, которое возглавляет Антон Котяков, заявили, что в целом, профессия водителя относится к категории массовых, где и уровень предложения, и уровень спроса — довольно высоки.

«Сейчас на портале „Работа России“ зарегистрировано более 9 тыс. вакансий для водителей грузового транспорта. При этом почти 130 тыс. соискателей, разместивших свои резюме на портале, имеют необходимую квалификацию для управления грузовыми автомобилями. На практике вопрос подбора специалиста на конкретную позицию зачастую связан с уровнем оплаты труда на рабочем месте», — проинформировали в пресс-службе Минтруда России.

Общественники такую статистику объясняют структурными особенностями.

Дальнобойщики проводят в рейсе 14-18 дней в месяц, вдали от семьи и близких, тогда как водители, которые доставляют грузы в черте города, после окончания рабочего дня возвращаются домой. Поэтому спрос на вакансии водителя в сегменте внутригородской доставки действительно высокий — нехватка отсутствует»

Вадим Филатов,
руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России», заместитель директора ПЭК

Согласно данным комитета по транспортной логистике «Деловой России» усиливается именно дефицит водителей категории CE, которые доставляют грузы на дальние расстояния. Уже сейчас 2-5% автопарков некоторых перевозчиков простаивают, при том, что заработная плата водителя большегруза составляет от 65 до 180 тыс. рублей.

Как отмечают представители организации, даже такой уровень зарплат, превышающий средний по стране, не подвигает россиян «крутить баранку». Очевидно, нет спроса на вакансии и среди граждан стран ЕАЭС, которым патент на работу не нужен, а, значит, и препятствием для трудоустройства в сферу перевозок, не является.

Судя по всему, деньги, не устраивающие россиян, вполне устроят мигрантов, если, конечно, им все же разрешат работать в отрасли без действующих ограничений по патенту.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Рынок труда / Бизнес предлагает отменить патенты для мигрантов-дальнобойщиков