Летать мигрантам менее выгодно, но по земле сейчас не доберешься.

Железнодорожный и автомобильный пассажирский трафик между Россией и странами Центральной Азии может быть восстановлен 11 апреля. Пресс-служба правительства РК распространила сообщение о том, что Казахстан снял ограничения на пересечение границы с Россией, Киргизией и Узбекистаном. 

Переговоры по данному вопросу сторонами ведутся с начала года. В феврале сообщалось, что железнодорожное и автомобильное сообщение между странами возобновится 1 апреля. Однако этого не произошло, т. к. Казахстан, по территории которого проходит как железнодорожный, так и автомобильный пассажирский транзит в Россию из Киргизии и Узбекистана, так и не открыл свои сухопутные границы. Официального заявления с объяснением мотивов такого шага Нур-Султан в публичном пространстве не распространил. А мнения экспертов относительно причин, побудивших Акорду отодвинуть дату возобновления наземных маршрутов, разнятся. 

Одни полагают, что они кроются в сохраняющихся угрозах распространения коронавируса. Другие связывают их с январскими событиями, произошедшими в Казахстане, полагая, что их расследование могло выявить причастность к бунтам радикальных элементов, в том числе из соседних республик. В этой связи экспертами высказываются опасения о том, что наземный пассажирский трафик может не возобновиться и с 11 апреля. 

Вместе с тем, по некоторым данным, уже сейчас Казахстан потихоньку пропускает пассажирские автобусы, следующие из Узбекистана в Россию. Но объем трафика минимальный. 

Стоит отметить, что для Узбекистана возобновление наземного сообщения с Россией является одним из приоритетных на сегодня вопросов, т. к. рассматривается как возможность уменьшить транспортные расходы для трудовых мигрантов, что особенно актуально в нынешних условиях. 

«Отсутствие железнодорожного и автобусного сообщения увеличивает не только спрос и нагрузку на авиацию, но и стоимость авиаперелетов растет. В этих условиях страдают не только трудовые мигранты, которые вынуждены добираться на заработки по воздуху, что значительно дороже наземных видов транспорта, это сокращает и возможности полетов в Узбекистан туристов из России. Поэтому сейчас крайне актуален вопрос скорейшего возобновления железнодорожных и автомобильных пассажирских перевозок», — рассказал в интервью «МЕДИА-МИГ» эксперт по вопросам миграции из Узбекистана, к.э.н. Шухрат Исакулов. 

По его словам, 15 марта правительством Узбекистана Министерству иностранных дел республики было дано поручение провести активную работу по адекватному информированию зарубежных партнеров о резком снижении заболеваемости коронавирусной инфекцией в Узбекистане и других положительных тенденциях в этом вопросе. Также транспортным службам страны было поручено принять меры и провести переговоры по скорейшему возобновлению и расширению транспортного сообщения всеми видами транспорта, в первую очередь с Казахстаном и Россией. 

«Мы надеемся, что в ближайшее время правительствами зарубежных стран будут приняты меры по возобновлению наземного пассажирского сообщения, и граждане наших стран будут путешествовать, как и до пандемии», — отметил Исакулов. 

Другой эксперт по вопросам миграции из Узбекистана Бахром Исмаилов отметил, что до пандемии узбекские трудовые мигранты, выезжающие на работу в Россию, могли выбирать, как им добираться до пункта назначения: по воздуху, железной дороге или автобусами. И многие выбирали именно наземные виды транспорта, поскольку они были дешевле. 

«В период пандемии мигранты могли воспользоваться только самолетами, так как наземные границы были закрыты. Сейчас пандемия потихонечку отступает, и Россия готова принимать железнодорожные составы. Более того, уже была практика, когда из российских городов в Узбекистан отправляли так называемые чартерные железнодорожные рейсы. В рамках оргнабора было осуществлено несколько железнодорожных чартерных рейсов и в обратную сторону — из республики в РФ», — проинформировал собеседник «МЕДИА-МИГ». 

Сейчас же, по его словам, речь идет о том, чтобы восстановить полноценное наземное сообщение между странами, однако решение этого вопроса упирается в позицию третьей стороны. 

«Между Узбекистаном и Россией находится Казахстан, который пока не открыл свои наземные границы. В настоящее время три страны пытаются гармонизировать свое законодательство, что позволит снять существующие ограничения и открыть для трудовых мигрантов возможности передвижения наземным транспортом. Планировалось, что этот вопрос удастся снять к началу строительного сезона, сейчас есть надежда, что его удастся решить в течение апреля», — пояснил Исмаилов. 

При этом оба узбекских эксперта убеждены, что возобновление наземного транспорта не приведет к сокращению авиаперевозок, которые мигрантами по-прежнему будут рассматриваться как один из трех способов выезда на работу в Россию. 

А вот в Киргизии пассажирские перевозки по железной дороге вряд ли рассматриваются мигрантами как более экономичный способ добраться в Россию. Стоит отметить, что резкое снижение железнодорожного пассажирского трафика в республике отмечалось еще задолго до пандемии. Это было связано с тем, что совокупные расходы на поездку таким способом приближались к стоимости авиабилета, а порой и превосходили ее, поэтому многие отдавали предпочтение самолетам. Тем более что основная часть граждан выезжает в миграцию из южных регионов республики, где нет железнодорожного сообщения, т. е. чтобы сесть на поезд, им необходимо проехать практически через всю страну. 

Что касается автомобильных перевозок, то они хотя и пользуются большим спросом у граждан республики по сравнению с железнодорожными, но тоже значительно уступают воздушным. 

Злата Симаш