MEDIA-MIG провел в Москве международный круглый стол по проблемам обучения иностранцев в России и продвижения российского образования. Участие в свободной экспертной дискуссии очно и дистанционно приняли специалисты Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств (Россотрудничество), соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также эксперты из РАНХиГС, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского городского педагогического университета, университета «Синергия», представители Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина (Бишкек, Кыргызстан), Ошского государственного университета (Ош, Кыргызстан).

Это первое из предполагаемой серии мероприятий MEDIA-MIG по формированию экспертно-аналитической площадки для конструктивного обсуждения вопросов разработки и реализации миграционной политики в России во всем их многообразии и с разных точек зрения.

Приоритет теме включения в образовательную среду в России трудовых мигрантов и в целом иностранных сотрудников представляется оправданным, и об этом говорилось на круглом столе. Во-первых, миграция — фактор устойчивого экономического развития России, да и в глобальном масштабе повышение по тем или иным причинам мобильности трудовых ресурсов является и остается долгосрочным и, по большому счету, безальтернативным трендом.

Во-вторых, эффективное участие приезжающих в Россию на работу в российской экономике и интеграция их в российское общество возможны только при соответствующей настройке образовательных механизмов, и эти настройки, как констатировали собеседники MEDIA-MIG, на сегодняшний день действительно нуждаются в доработке, а протекающие в образовательной среде связанные с обучением иностранцев процессы — во всестороннем осмыслении.

В-третьих, такое осмысление должно быть сопряжено с организационной работой. Другими словами, необходимо, чтобы власти в России слышали и учитывали мнение экспертов, а эксперты, в свою очередь, знали, что предпринимают или готовятся предпринимать власти.

И наконец, колоссальное значение имеет то, как ситуация видится из-за пределов России, о чем рассказали спикеры из Кыргызстана.

В частности, речь шла о дефиците учителей русского языка, о проблемах с учебниками русского языка и даже о конкуренции иностранных языков на территории Кыргызской Республики. Очевидно, что эту ситуацию можно в той или иной степени экстраполировать на все постсоветское пространство.

По завершении организованного MEDIA-MIG международного круглого стола его участники согласились с тем, что время было потрачено не зря. Как сформулировала, например, директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Лариса Тарадина, для образовательных организаций бывает важно выйти за собственные рамки, получить возможность общения с внешними партнерами и экспертами, которые в отрасли известны, но с которыми до сих пор не случилось возможности прямого общения. В свою очередь начальник отдела высшего образования и науки Управления высшего образования и науки Россотрудничества Алина Анисимова подчеркнула, что для органов власти важно иметь возможность опираться на мнение экспертов, власть готова их слушать и слышит, и в этом отношении круглый стол MEDIA-MIG был важен и интересен.

Евгения Шерман