Ноябрь 2021 г. станет для строительной отрасли Москвы отправной точкой реформ. Меньше иностранных рабочих — выше производительность труда — таков общий лейтмотив в заявлениях столичных властей.

О планах по внедрению новых технологий в интервью РБК рассказал вице-мэр по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Меры позволят втрое сократить штаты компаний и повысить зарплаты, открыв привлекательные вакансии для рабочих с российскими паспортами. 

На прошлой неделе с аналогичным посылом выступил мэр столицы Сергей Собянин, обратив внимание застройщиков на необходимость привлекать специалистов из соседних с Москвой регионов.

Руководитель столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов в свою очередь подчеркнул, что речь идет о постепенных изменениях: «Когда мы заключаем контракты с подрядчиками, мы не можем диктовать, где и какие материалы покупать и какими силами строить объект. Должен быть плавный и поэтапный переход, есть поручение — будем двигаться», — цитирует главу ведомства РИА Новости.

Председатель Комиссии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский в своем комментарии для MEDIA-MIG поддержал курс на сокращение иностранной рабочей силы: «Стратегически Сергей Семенович прав. При этом закупка высокотехнологичного оборудования и возрождение института профессионального образования потребует больших средств».

Где, однако, как не в Москве, передовом по инновациям субъекте РФ, проводить подобный эксперимент? Как можно предположить, учитывают московские власти и иные благоприятствующие реформе факторы. 

Во-первых, постепенный отток иностранных рабочих из строительной отрасли мегаполисов наметился еще до пандемии. Как и россияне, многие из них оценили достоинства трудоустройства в сфере услуг. Тенденция характерна для Санкт-Петербурга и для Москвы, а значит, переориентация на внутренние кадры на стройках безболезненна и обещает хороший PR-эффект на фоне антимигрантских настроений. 

Во-вторых, трудовые ресурсы из областей «первого пояса» — Смоленской, Брянской, Курской, Белгородской — вполне способны восполнить нехватку занятых. Ставка на развитие вахтового метода, когда человек заинтересован в интенсивной сверхурочной работе, сравняет производительность российского рабочего с иностранным, готовым трудиться дольше установленной нормы. 

Важно при этом наладить контакт между работодателями и потенциальными кандидатами. Весьма симптоматично, что, по данным проведенного ВЦИОМ всероссийского репрезентативного опроса, 66% россиян вообще не знают о намерении московских властей отказаться от использования в строительстве иностранной рабочей силы.

Третьим фактором, мотивирующим пересмотреть устройство московского рынка труда, является решение насущной задачи по перенаправлению потоков внешней трудовой миграции в субъекты РФ с дефицитом рабочей силы. 

С этой точки зрения программа московских властей согласуется с заявлениями вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, который на прошлой неделе констатировал напряженную ситуацию на строительстве трассы Москва — Тюмень. Сделав акцент на нехватке рабочих, он оценил отток мигрантов за время пандемии в 1 млн человек.

Сокращение числа иностранных рабочих в крупных городах России за счет их приоритетного трудоустройства на масштабных строительных проектах в регионах закономерно. Вместе с тем возникает ряд вопросов о способах реализации этого курса. 

Очевидно повышается значение нормального сервиса миграционных услуг в субъектах РФ. Смогут ли на местах в штатном режиме оформлять разрешительные документы для возрастающего числа трудовых мигрантов — важный вопрос. MEDIA-MIG неоднократно освещал актуальные проблемы на этом направлении, особенно в части проведения государственного экзамена среди иностранных рабочих.

Снизить нагрузку на государственные службы должны центры домиграционной подготовки в основных странах-донорах трудовых ресурсов: Узбекистане, Таджикистане, Киргизии. Об их открытии в ближайшие три года заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач сообщил 1 ноября. В идеале это позволит упорядочить организационное и документальное сопровождение внешней миграции, хотя четкого понимания того, на каких условиях будет формироваться ресурсная и кадровая база таких центров пока нет. 

Елена Мохова, Дмитрий Смирнов