Рынок логистики сохраняет ставку на мигрантов

Иностранные рабочие играют значимую роль в курьерской сфере, и бизнес готов вкладываться в их обучение и адаптацию.

Высокая востребованность таксистов, сотрудников общепита, курьеров в ряде регионов России сохраняет ставку на иностранную рабочую силу
Высокая востребованность таксистов, сотрудников общепита, курьеров в ряде регионов России сохраняет ставку на иностранную рабочую силу © РИА Новости

Привлечение мигрантов в различные отрасли российской экономики, остро нуждающиеся в кадрах, остается предметом ожесточенной дискуссии в высших органах государственной власти. Проблемы управления миграционными процессами и устройства иностранных рабочих в российском обществе вызывают большой резонанс и среди широких масс населения.

Media-MIG продолжает освещать тонкости найма, проживания и адаптации мигрантов. Вслед за статьей о ЖКХ представляем ситуацию с сфере доставки.

Требования, разрешения, запреты

Пандемия коронавируса серьезно повысила популярность и востребованность профессии курьера. За время самоизоляции россияне стали пользоваться доставкой в четыре раза чаще, заказывая широкий ассортимент: от ресторанной еды и повседневных бытовых товаров до спецтехники. Очень быстро профессия приобрела иностранное лицо.

Как рассказал юрист-практик в сфере миграционного законодательства Евгений Володин на вебинаре Superjob курьерские позиции занимают преимущсетвенно граждане государств-участников ЕАЭС. При этом существует немало тонкостей такого найма. Власти отдельных регионов, к примеру, вводят запреты на привлечение по отдельным видам деятельности иностранцев, работающих на основании патента. В Якутии эта норма распространяется на почтовые и курьерские службы — работать здесь могут только предстатели ЕАЭС или обладатели ВНЖ.

Непросто приходится и логистическим компаниям, нанимающим курьеров-экспедиторов. По закону иностранные граждане должны иметь водительское удостоверение российского образца.

Исключение составляют опять же граждане ЕАЭС, но не все — выходцам из Армении необходимо также оформить российские водительские права, как и мигрантам, работающим на основании патента.

Еще одна тонкость связана с режимом пребывания в РФ иностранных граждан: в 19 регионах действует особый порядок работы мигрантов, обязывающий работодателя запрашивать разрешение на въезд в регион для потенциального работника. В числе этих регионов — Архангельская, Мурманская, Ленинградская области, некоторые районы Московской области. Практика показывает, что получение такого документа занимает длительное время, что невыгодно курьерским фирмам.

Представители Pony Express, предоставляющей услуги по перевозке грузов, посылок, почты и документов по городам России и СНГ, рассказали, что нанимают в основном граждан ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Киргизия). их оформление сейчас усложняется в связи с обязательным прохождением дактилоскопии.

С линейной позиции до начальника

Павел Кисиленко — директор по качеству компании ПЭК, занимающейся экспедированием и автомобильными перевозками грузов, рассказал Media-MIG, что иностранные сотрудники начинают работу на линейных позициях кладовщика, комплектовщика, водителя погрузчика.

По его словам с началом пандемии рынок логистики столкнулся с дефицитом линейного персонала. Многие иностранные работники вернулись на родину, другие не смогли въехать в Россию из-за эпидемиологических ограничений. Одновременно значительно вырос спрос на доставку из интернет-магазинов и маркетплейсов, и ситуация привела к сбоям в работе складов, распределительных центров и транспортных подразделений компаний. С возобновлением транспортного сообщения между Россией и странами Средней Азии проблема отчасти решилась.

«На данный момент работа в России для иностранного персонала остается привлекательной. По опыту ПЭК, государственные органы среднеазиатских республик заинтересованы в создании новых мест трудоустройства для граждан и готовы оказать содействие в обучении сотрудников необходимым навыкам и компетенциям. В ПЭК работают иностранные сотрудники преимущественно из Узбекистана и Таджикистана. Наша компания заключила с министерствами труда и занятости этих стран прямые договоры по рекрутингу линейного персонала для работы на складах по всей России, что позволяет потенциальному кандидату проходить все процедуры легально и безопасно», — рассказал Павел Кисиленко.

По оценке собеседника, на площадки ПЭК ежемесячно прибывает в среднем по 200 сотрудников из Таджикистана и Узбекистана. В установленном законом порядке мигранты получают патент на работу.

Предприятие оплачивает 50% стоимости авиабилета, предоставляет общежитие в России, компенсирует ряд затрат. После оформления необходимых для трудоустройства документов ПЭК проводит обучение новых работников. Курс длится от одной до трех недель, в зависимости от должности.

В компании есть множество примеров, когда иностранные работники начинали свой путь в компании с линейных позиций, а затем становились начальниками складских участков. К слову, два заместителя директора по качеству пять лет назад работали водителями погрузчиков»

Павел Кисиленко,
директор по качеству компании ПЭК

Предприятие обеспечивает сотрудников спецодеждой и необходимыми хозяйственными принадлежностями, занимается культурной интеграцией — ПЭК организует национальные праздники для иностранных работников, спортивные, корпоративные мероприятия, на базе сайта информирует о новостной повестке на русском и национальных языках.

Конкуренция стремится у нулю

Руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова рассказала Media-MIG, что потребность предприятий в курьерах только растет.

С начала 2023 года российским работодателям потребовалось более 25 000 новых курьеров. Это на 22% больше, чем в начале 2022 года.

Среднее число кандидатов на вакансию — два человека, что ниже нормы по рынку в три раза. При этом зарплаты по сравнению с прошлогодними показателями на январь увеличились на 20%.

«В топ регионов по числу вакансий для курьеров входят Москва (23% новых вакансий в этом году), Петербург (11%), Московская область, Татарстан, а также Свердловская область. Эта пятёрку обеспечивает более половины всего спроса на курьеров в России.

Число кандидатов на вакансию курьера в каждом регионе не превышает 2-3 человек, а в некоторых регионах — Татарстан, Нижегородская, Кемеровская области — на одно рабочее место может откликаться лишь один кандидат. Таким образом, кадровый дефицит в курьерской среде достаточно серьёзный», — рассказала Мария.

Особенности интернационального подбора кадров для курьерских служб показывают, что при всех организационных сложностях и привлекательности вакансий, конкуренция иностранным рабочим со стороны россиян формируется слабо.

Ситуация подталкивает отдельных представителей бизнеса развивать условия для обучения и адаптации мигрантов, вкладываться в долгосрочные трудовые отношения. При этом в независимости от категории иностранного работника, претендующего на трудоустройство в России на основании патента или привилегий ЕАЭС, интернациональный найм в сфере услуг остро ставит вопрос о владении русским языком.

Высокая востребованность таксистов, сотрудников общепита, курьеров в ряде регионов России сохраняет ставку на иностранную рабочую силу. Этим людям необходимо знание языка не на уровне приветствия, а именно осознанное понимание фраз и возможность вступить в диалог.

Практика показывает, что так бывает далеко не всегда. Уязвимое положение русского языка за рубежом и попустительство при соблюдении миграционных норм в России способствуют притоку таксистов, которые не понимают, куда им повернуть, курьеров, которые не могут ответить клиенту о наличии сдачи с крупной купюры.

Локальные решения бизнеса на этом участке нуждаются в поддержке на государственном уровне.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Рынок труда / Рынок логистики сохраняет ставку на мигрантов